Российская земля подарила миру множество еврейских талантов: великих ученых в сфере математики, физики, химии и множества других дисциплин. В культурном плане на ее просторах родились известные поэты и писатели, актеры и художники. К последним относится человек, создававший абсолютно неоднозначные картины. Некоторые люди именовали их ничего не стоящей мазней маляра. Другие за эту «мазню» готовы были выложить кругленькие суммы, исчисляющиеся миллионами долларов. Еще одной особенностью таланта этого человека является то, что гениальность его работ родственникам мастера пришлось доказывать в суде, что стало мировым прецедентом. Имя этого художника – Марк Ротко.
Родился будущий художник в российском городе Двинске, находившемся в Витебской губернии (сейчас это латвийский город Даугавпилс) 25 сентября 1903 года в семье Якова Иоселевича и Хаи Мордуховны Ротковичей. Своего родившегося сына они нарекли Маркусом. Глава семейства служил помощником аптекаря и имел довольно скромный доход. Мать и вовсе была домохозяйкой. Однако, несмотря на скромный заработок, отец хотел дать своим детям достойное образование, что в особенности сказалось на старших. Но после того как Яков Роткович поменял марксистские взгляды на ортодоксальный иудаизм, своего младшего ребенка он определил в хедер. Там Маркус познакомился с Пятикнижием и древнееврейским языком.
В канун Первой мировой войны некоторая часть евреев начала покидать Россию, опасаясь погромов и призыва в армию. Среди них оказался и многочисленный клан Ротковичей, выехавших в США. Семейство начало обживаться на новом месте, но вскоре произошла трагедия – умер отец. Чтобы прожить, всем членам семьи пришлось отправляться на заработки. Так Маркус, которому еще не исполнилось и 11 лет, начал трудиться. Тем не менее, учебу в школе он не оставил, и к 17 годам учебное заведение окончил с отличием. После он начал заниматься общественной деятельностью, принимая участие в дискуссиях местной еврейской диаспоры. Тогда его мечтой было стать профсоюзным активистом, чтобы посвятить себя рабочему движению.
Отличный аттестат об окончании школы позволил молодому человеку получить грант на дальнейшее образование, и Маркус отправился в Йельский университет. Здесь он также включился в общественную работу, начав участвовать в выпуске сатирического журнала, разоблачавшего пороки университетского общества WASP, основу которого составляли белые представители англо-саксонской крови, имевшие явную тягу к расизму. Возможно, именно участие в работе сатирического журнала и послужило причиной того, что университет тогда он так и не закончил, а почетную степень доктора данного заведения получил лишь спустя 46 лет.
Рождение художника в Маркусе Ротковиче произошло осенью 1923 года. Тогда молодой человек отправился в Нью-Йорк, где в школе искусств занимался его товарищ. Увидев, как студенты школы рисовали модель, он понял, что рожден для данного вида творчества. Очень скоро юноша отправился в нью-йоркскую «Новую школу дизайна», в которой начал учиться. Среди его преподавателей был и Аршиль Горки, входивший в число основателей абстрактного сюрреализма. Попутно Маркус посещал занятия в Лиге студентов искусств Нью-Йорка, где брал уроки у Макса Вебера, чье влияние хорошо заметно в ранних произведениях начинающего художника.
Первые работы Ротковича имели скромный успех. Они мало чем отличались от тысяч подобных произведений молодых авторов. Тем не менее, определенный опыт позволил ему начать преподавательскую работу в Center Academy, где он впоследствии работал до 1952 года. Постепенно стиль художника стал меняться, и о нем заговорили эксперты не только в Соединенных Штатах, но и в Европе. Получивший известность мастер начал организовывать собственные вернисажи, выставляя картины, в которых было видно, что он уже начал перерастать своих учителей. Особенно впечатляла критиков его работа с цветовыми полями.
В 1935 году Роткович объединился с несколькими другими художниками-оригиналами, создав «The Ten» – так называемую, группу десяти. Своими творениями они протестовали против распространения буквальной живописи, и их долгое время считали маргинальным движением в сфере искусства. Доходило даже до того, что их произведения не разрешали демонстрировать на выставках современного искусства. Тем не менее, известность мастера росла, и его даже стали приглашать делать росписи для церквей. Наиболее значительной работой этого вида считается создание цикла из 14 картин, написанных им в штате Техас для Хьюстонской экуменической церкви.
В 1940-м он принял решение взять себе творческий псевдоним, и отныне мир узнал художника Марка Ротко. К этому моменту у него полностью оформился стиль письма. Он целиком отошел от предметности, и стал отдавать преимущество цвету. Для многих своих творений он даже не давал названий, предлагая это сделать покупателям. Подобный стиль письма, при котором им создавались большие полотна, где изображались, словно парящие в пространстве плоскости яркого цвета, принесли Ротко большую популярность. Благодаря им Марк даже был внесен в качестве почетного гостя в число приглашенных на инаугурацию президента Джона Кеннеди.
Уход мастера из жизни был драматичным и трагическим. В начале 1968 года у художника обнаружилась тяжелая болезнь: артериальная аневризма. Для того чтобы преодолеть ее, врачи потребовали прекратить употреблять спиртное, курить и обязательно сесть на диету. Кроме того, врачи советовали ограничить размеры создаваемых им полотен. Из всего рекомендованного медиками Марк частично огласился только с последним пунктом. Однако кризис только развивался. От художника ушла женщина, с которой он жил последнее время, и он впал в тяжелейшую депрессию, хотя и продолжал писать картины. Последняя из них была написана в красных тонах как отголосок того душевного кризиса, в котором мастер пребывал последнее время.
Развязка наступила неожиданно резко. В конце февраля 1970 года ассистент Марка Ротко пришел в студию и нашел художника лежащим на полу в луже крови. Художник лежал без признаков жизни, а на его руках виднелись сильные порезы. Рядом с ним лежала бритва, которой он и вскрыл себе вены. Дальнейшая экспертиза показала, что в крови художника был огромный процент антидепрессантов, которые он принял в последний момент. Полиция признала смерть самоубийством.
Художник был похоронен на кладбище Ист-Мэрион, находящемся в районе Лонг-Айленд. Однако в 2006 году его детьми было подано прошение о перезахоронении его останков на другом кладбище, где покоится его первая жена. В 2008 году такое разрешение было дано.