Этот советский театральный и киноактер никогда не играл главных ролей. Он специализировался на эпизодах, однако в этом качестве сумел стать настоящим мастером. О том, насколько этот человек был популярен у режиссеров, говорит такой факт: за период своей актерской деятельности он сыграл более 70 ролей, причем в ряде проектов он исполнял 2, а то и 3 роли. И каждый раз он ухитрялся внести в свой образ оригинальность и присущий только ему колорит. Имя этого великого мастера эпизодов – Зиновий Ефимович Гердт (Залман Афроимович Храпинович).
Детство
Мальчик увидел свет в сентябре 1916 года в маленьком провинциальном городишке Себеж Псковской губернии. Помимо маленького Зямы, как любовно именовали мальчика в детские годы, в семействе было еще 3 детей. Основным кормильцем являлся отец, работавший коммивояжером. Его стараниями в самые тяжкие годы Первой мировой и гражданской войн семья Храпиновичей перенесла без потерь. Когда же уже в послевоенной России начался период восстановления, известный Новая Экономическая Политика (НЭП), отец умер. Семье пришлось выживать, опираясь только на собственные силы.
Школа
Первоначальное образование мальчик получил в Себежской еврейской школе, где в совершенстве изучил идиш, увлекся музыкой и поэзией. К музыкальному миру он приблизился благодаря своей матери, имевшей хороший слух, которая напевала дома детям колыбельные песни. А мир поэзии раскрыл перед будущим актером учитель словесности. К сожалению, со смертью отца общее образование Зиновия пришлось прервать и пойти приобретать специальность, способную прокормить его. Но даже то, что смог получить Гердт в детстве, ему с лихвой хватило до конца жизни. Высшего образования он так и не получил, хотя догадаться по его игре об этом было невозможно.
Новый этап: ФЗУ и ТРАМ
Еще в 1927 старший брат Зиновия уехал в Москву, где смог найти работу и обзавестись семьей. После того как отец семейства скончался, в столицу отправился и юный Зяма. Там он поступил в школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), действовавшую при электрозаводе имени Куйбышева, которую закончил в 1934. Юноша получил профессию слесаря-электрика, что дало ему возможность в дальнейшем работать на строительстве Московского метрополитена, налаживая проводку на будущих его станциях «Курская» и «Комсомольская».
Параллельно с получением общего образования и профессиональной подготовки в ФЗУ, уже вполне оформившийся молодой человек начал приобщаться к драматическому искусству. Интересно, что в театр его привело пристрастие к танцам. С детства он был очень пластичным мальчиком, а в юношеские годы в начальный театральный период даже получил прозвище «короля румбы». Поначалу Зиновий поступил в ТРАМ (Театр рабочей молодежи), руководимый В. Н. Плучеком. О тяге парня к искусству говорит такой факт: часто после смены он даже не мылся, а в таком виде ехал на репетицию в театр.
В 1937 параллельно с родным для себя ТРАМом он начал принимать участие в постановках Театра кукол при Московском Доме пионеров. Но это продолжалось недолго. В 1938 ТРАМ был закрыт, а сам Гердт вошел в группу основателей новой театральной студии им. А. Н. Арбузова. Здесь молодой актер проработал до 1941 года, уйдя со сцены по причине начала войны.
Военные годы
Едва на границах СССР начались боевые действия, Гердт отправился добровольцем в военкомат. Для людей его профессии действовала бронь, однако Зиновий упросил военкома отступить от требований этого закона. Даже то, что его родной театр переквалифицировался во фронтовой и начал ездить по армейским частям, ведущим боевые действия, находясь все же в относительной безопасности, не повлияло на решение Гердта. Он ушел воевать в действующую армию, где служил в сапером. Впоследствии, пройдя дополнительную подготовку, получил офицерское звание и стал во главе саперной роты. Однако в самом начале 1943 в районе Белгорода Гердт был тяжело ранен.
Жизнь ему спасла санинструктор, вытащившая его с поля боя. После было длительное излечение и десяток перенесенных неудачных операций. Молодого офицера уже готовили к ампутации раненой ноги. Спасло его только то, что в Советской армии существовала практика командировать светил медицинской науки в рядовые госпитали, где они в течение некоторого времени проводили сложнейшие операции, фактически вытаскивая с того света почти безнадежных бойцов. Благодаря опытной женщине-хирургу из Боткинской больницы Зиновий остался с ногой, которая, правда, укоротилась на восемь сантиметров. Отсюда и хромота актера.
Возвращение в театр
В период лечения Гердта в госпитале туда на гастроли прибыл Московский кукольный театр, руководимый Сергеем Образцовым. Его представление поразило Зиновия. Едва только позволило здоровье, а это случилось уже после окончания войны, передвигающийся на костылях бывший офицер приехал в Москву. Чтобы показать свои способности, он целый час выступал перед комиссией с чтением наизусть стихов. В театральную труппу он был принят, что и стало началом его профессиональной творческой деятельности.
Целых сорок лет Гердт проработал в Московском театре кукол, активно участвуя практически во всех постановках. Только с одним «Необыкновенным концертом» артист побывал на гастролях в 23 странах мира, дав 109 представлений. В Советском Союзе этот кукольный спектакль показывали в 110 городах.
В 1985 талантливый актер ушел из кукольного театра, перейдя на работу сначала в «Современник», а потом в драмтеатр имени Ермоловой.
Кинокарьера
Помимо театральной деятельности Зиновий Гердт активно трудился и на ниве кинематографа. Правда, поначалу работал закадровым диктором и дублировал зарубежных актеров. Впервые же на большом экране он появился в эпизодической роли в кинокартине «Фокусник» в 42-летнем возрасте. Большой известности это ему не принесло. Всенародной любви Гердту пришлось ожидать еще целых 10 лет.
Это произошло сразу же после появления картины Михаила Швейцера «Золотой теленок». В нем актеру было доверено сыграть роль Паниковского. После создания этого образа предложения посыпались, как из рога изобилия. В каждой роли мастер пытался показать своих героев с несколько иной точки зрения, чем предполагалось по сценарию. Многие режиссеры даже сами старались предложить ему такие роли, в которых бы Гердт нашел нечто новое.
Например, на съемках фильма «Соломенная шляпка», где актеру пришлось работать среди сонма прекрасных артистов. Изначально предложенная ему роль мсье Тардиво не предполагала монологов. Но то, что придумал и сотворил перед камерой Гердт, мгновенно облетело страну. Большая часть его фраз была буквально разобрана на цитаты. Такое творческое отношение к работе нравилось режиссерам, поэтому они постоянно приглашали артиста к себе на съемки. К сожалению, это же подорвало и здоровье Гердта. Однажды, прямо на съемочной площадке у него случился инфаркт. Правда, и эта страшная болезнь не стала помехой его творческой активности. Зиновий Ефимович снимался в кино, был телеведущим, оставаясь интеллигентным человеком с удивительным чувством юмора.
Уход из жизни
В 1990 ему диагностировали рак легких. Длительное лечение не дало результатов. Вскоре после своего 80-летия он умер. Произошло это в ноябре 1996. Похоронен всенародный любимец в Москве на Кунцевском кладбище.