Жизнь этого человека, начавшись вполне благополучно, подготовила ему множество испытаний, вынудив, в конце концов, покинуть свою родину и переехать туда, где он надеялся получить большее понимание. Однако на новом месте его возможности как творца особого востребования не получили, что обусловило закономерный исход: случайную смерть от банального удара электротоком при самостоятельной установке бытового прибора. Человеком со столь драматической судьбой был Александр Галич –талантливый автор пьес и сценариев, поэтических и прозаических произведений, сочинитель и исполнитель своих песен. Получив огромное признание в Советском Союзе, в определенный момент он перестал быть понятным властям, поэтому его и низвергли с литературного Олимпа. А ведь начало творческой карьеры было очень многообещающим.
Галич – это псевдоним творца. Настоящее его имя – Александр Аркадьевич Гинзбург. Он родился в еврейском семействе с давними культурными традициями. Арон Самойлович, отец Александра, работал экономистом, а мать, Фейга Борисовна, служила в консерватории. Мальчик появился на свет 19 октября 1918 в малороссийском городе Екатеринославе, переименованном позднее в Днепропетровск. Период, когда родился Александр, был исключительно трудным: в стране активизировалось гражданское противостояние, густо замешанное на внешнем вмешательстве. Неудивительно, что при первой же возможности семейство Гинзбургов уехало из Екатеринослава сначала в Севастополь, а потом в Москву.
На новом месте мальчик был оформлен в школу 24 БОНО. Она действует и в настоящее время под № 1227. Еще в подростковом возрасте Александр начал писать стихи, первая публикация одного из которых, называвшегося «Мир в рупоре», состоялась в майском номере «Пионерской правды» 1932 года. Окончив 9 классов, юноша отправился совершенствовать свои знания сразу в 2 заведения культуры: Литинститут и студию Станиславского. Правда, ни одно из этих заведений начинающий талант не смог закончить. Из первого он ушел после года обучения, а руководитель оперно-драматической студии Станиславский умер, не выпустив свой последний курс.
В 1939 Галич поступил в театр-студию, организованную Арбузовым и Плучеком. Дебютом труппы стала постановка «Города на заре», сценарий которого актеры создавали сообща. Свою лепту внес и Александр Галич. Он не только написал часть текста пьесы, но сочинил для нее песни, а также сыграл в спектакле одну из ролей.
С началом Великой Отечественной войны 22-летнего молодого человека вызвали в военкомат, однако военные врачи, проверявшие призывников, обнаружили у Александра врожденный порок сердца. Людей с этой болезнью призывать на службу в действующую армию было запрещено. Получив освобождение от службы, Галич начал трудиться в геологоразведочной партии, в составе которой вскоре уехал на Кавказ. Однако, прибыв на место, ушел из геологоразведки в театр г. Грозного, где служил до декабря 1941. Оттуда он эвакуировался в Ташкент. Там он нашел Арбузова, собиравшего из бывших студийцев новую труппу.
Находясь в Узбекистане, Александр познакомился со своей будущей супругой, которой в 1942 стала Валентина Архангельская. Свадьба молодых людей состоялась по возвращению в Москву. Правда, супружество длилось недолго. Получив в драмтеатре Иркутска место ведущей актрисы, Валентина Дмитриевна выехала из столицы. Их брак распался. Спустя некоторое время начинающий драматург женился вторично на Ангелине Шекрот.
Примерно в это же время у Галича начался наиболее плодотворный период деятельности. Он написал много пьес и сценариев для художественных фильмов, большая часть из которых увидела свет. Уровень отношения мастера к своей работе был таков, что в 1964 его наградили грамотой КГБ СССР за сценарий кинофильма «Государственный преступник».
Вместе с написанием пьес и сценариев Галич в конце 1940-х начал сочинять незамысловатые песни, которые самостоятельно исполнял, аккомпанируя себе на семиструнной гитаре. Приобретя некоторый опыт в этом деле, он стал писать композиции гораздо более высокого уровня. В их создании поэт руководствовался искусством Александра Вертинского. К несчастью для их создателя, эти песни были далеки от официальной эстетики. Данный фактор послужил причиной некоторого охлаждения к нему со стороны руководителей вышестоящих органов, подозревавших в каждом нестандартном человеке потенциального нарушителя установленного порядка.
Кроме песен у части людей вызвала подозрение его пьеса «Матросская тишина», которую Галич написал в 1958 специально для «Современника». Кому-то в верхах показалось, что автор произведения намеренно исказил роль евреев в военных событиях, поэтому практически готовый спектакль был запрещен. Впоследствии благодаря стараниям О. Табакова его все-таки показали, однако это произошло спустя 30 лет, в 1988 году, когда политическая обстановка внутри Советского Союза кардинальным образом изменилась.
Волевой мастер не уступал мягкому нажиму властей и продолжал писать свои произведения так, как хотел. Тогда к нему стали применять более жесткие санкции: ограничили в публикации произведений, запретили давать публичные концерты. Ярким примером подобного давления стал случай, когда Галича пригласил один из его учителей Валентин Плучек на капустник по случаю какого-то праздника в театре Сатиры. Приглашение было обставлено по всем нормам конспирации: объявление о концерте написали от руки и вывесили в месте, недоступном для посторонних людей, а на сам капустник не пригласили зрителей со стороны. Но кто-то сообщил в Министерство культуры о готовящемся мероприятии, и оттуда Плучеку пришло грозное предупреждение с требованием отмены планировавшегося выступления Галича.
Фактически на мастера был наложен запрет на занятия профессиональной деятельностью. Драматург, находившийся до этого в фаворе, вдруг потерял практически все возможности для заработка. А ведь ему к тому моменту приходилось кормить не только свою семью, но еще и обоих матерей (свою и ежены), отсылать деньги Софье Михновой- Войтенко, от романа с которой у Галича родился сын Григорий. Чтобы хоть как-то заработать себе и своим женщинам на жизнь, Александр выступал на мероприятиях, именовавшихся «домашними концертами». По сути, это были выступления в обыкновенных квартирах при минимальном количестве приглашенных, которые приносили определенный доход, хоть и незначительный.
Единственное выступление для довольно широкой публики у Александра Галича произошло 8 марта 1968. Тогда в новосибирском Академгородке проходил фестиваль самодеятельной песни, организованный местным клубом «Под интегралом». Судя по всему, не всем пришлось по душе его выступление, однако пока не пришла отмашка свыше местные власти молчали. Но едва наверху разобрались, в «Вечернем Новосибирске» опубликовали разгромную статью, где на Галича посыпалась масса обвинений. Это стало спусковым крючком к началу полномасштабных репрессий.
В итоге мастер, переживший 3 инфаркта и получивший 2 группу инвалидности, не выдержал давления и, воспользовавшись подходящей возможностью, отбыл из СССР. Сначала он осел в Норвегии, откуда отправился в ФРГ, а через некоторое время перебрался во французскую столицу. К сожалению, жизнь на чужбине, где творческий потенциал литератора был мало востребованным, оказалась довольно короткой. В середине декабря 1977 он трагически погиб от удара электротока.
Как ни старались власти СССР очернять великого мастера, он имел немалую популярность в стране. Показателем этого служит то, что уже на второй день после его смерти в Театре на Таганке, в «Современнике» во время антрактов провели митинги его памяти. В Театре Сатиры актеры по окончании спектакля организовали поминки, на которых декламировали стихи поэта. По прошествии времени с творца сняли все обвинения, а восстановили в правах и общероссийских творческих союзах. Увы, это стало утешением только для его родственников.