Для близких людей он был Додом, Янычем или же просто Иванычем. Его любили за общительный и веселый нрав, за нестандартный подход к работе. Широкая публика знала о нем немного, зато весь Советский Союз цитировал фразы из созданных им мультфильмов, а их героев безошибочно узнают даже спустя десятилетия после выхода на экраны. Имя этого необыкновенного человека – Давид Янович Черкасский.
Для близких людей он был Додом, Янычем или же просто Иванычем. Его любили за общительный и веселый нрав, за нестандартный подход к работе. Широкая публика знала о нем немного, зато весь Советский Союз цитировал фразы из созданных им мультфильмов, а их героев безошибочно узнают даже спустя десятилетия после выхода на экраны. Имя этого необыкновенного человека – Давид Янович Черкасский.
Большую часть своей жизни он провел на Украине, сначала одной из республик СССР, а после его распада в конце 1991 года независимом государстве. Родился он в городе Шпола, расположенном в Черкасской области УССР, 23 августа 1931 года. Родители будущего мэтра были коренными евреями. Отец Ян Давыдович Черкасский еще в дореволюционные времена работал в Киеве печатником в одной из городских типографий. С 1919 года он был активным участником гражданской войны на стороне большевиков. В послевоенные годы Ян Давыдович сделал карьеру, дослужившись до должности заместителя наркома юстиции УССР. Причем это произошло, несмотря на то, что его собственный отец эмигрировал в США. Мать будущего режиссера-мультипликатора всю жизнь была домохозяйкой.
Едва в 1941 началась Великая Отечественная война, Ян Давыдович был призван в действующую армию, где служил делопроизводителем секретной части в штабе 188 стрелковой дивизии. Этот фактор помог ему спасти семью от верной гибели. Она была эвакуирована сначала в город Чкалов, а впоследствии переехала в Куйбышев. Благодаря столь своевременному спасению мир получил великого специалиста, создавшего ряд выдающихся работ, оказавших существенное влияние на развитие современной мультипликации.
А все началось с просмотра шестилетним Давидом одного из фильмов, созданных на московской студии «Союзмультфильм», когда еще не совсем осознанно, но уже появилась мечта. До определенного времени она не получала развития. Жизнь шла своим чередом. Парень развивался, получил разряд по спортивной гимнастике, и даже впоследствии состоял в студенческой сборной УССР. Да и после окончания школы работа в мультипликации никак не фигурировала в планах молодого человека: он отправил свои документы в Киевский инженерно-строительный институт, закончил его и даже некоторое время трудился в киевской организации «Проектстальконструкция» в должности инженера-строителя.
Приобщение Давида Черкасского к мультипликации, по его словам, произошло случайно. В 1959 году группа работников студии «Киевнаучфильм», еще до войны создавшая несколько мультфильмов, решила возродить это направление. Для этой работы им требовались помощники, поэтому по городскому радио было сделано соответствующе объявление. Один из приятелей Давида услышал его и позвонил Черкасскому, который как весьма грамотный специалист прекрасно разбирался в чертежах и умел рисовать. Несколько своих рисунков он и захватил на пробы, направляясь в студию.
На удивление, рисунки понравились директору «Киевнаучфильма», и Черкасского зачислили в штат. Чтобы ближе познакомиться с принципом работы художника-мультипликатора, он на неделю был отправлен стажироваться в Москву к впоследствии ставшему знаменитым Вячеславу Котеночкину. Вернувшись назад из Москвы и немного освоившись в студии, Давид пригласил к себе нескольких своих приятелей, которых знал еще по институту, также умевших прекрасно рисовать. Так на студии «Киевнаучфильм» началась эпоха архитекторов, выходцев из КИСИ.
До определенного времени о режиссере мультфильмов Черкасском знало на слишком много людей, хотя свою первую картину «Тайна черного короля» он снял еще в 1964. Настоящее признание пришло к нему много позже, когда зрителям показали первый многосерийный фильм «Приключения капитана Врунгеля». Впервые появившись на телеэкранах страны в 1979 году, этот мультсериал буквально взорвал общество. Буквально по всей территории СССР немедленно распространились фразы его героев, ставшие афоризмами, что еще больше добавляло популярности фильму.
В 13 сериях фильма, продолжавшегося с 1977 по 1979 год, сюжет очень сильно отличался от оригинального сочинения А. Н. Некрасова. Сохранив главных героев, Черкасский несколько изменил их функции (Фукс стал не прожженным мошенником, а начинающим вором-неудачником), добавил ряд новых героев, как отрицательного, так и положительного плана. Совершенно поменялась и интрига картины. В ней Фукс совершил кражу ценнейшего музейного экспоната – статуи Венеры, однако не смог сразу передать ее своим хозяевам. В итоге он случайно оказался на одной яхте с Врунгелем и его помощником Ломом, а международная криминальная организация в продолжение всего фильма пыталась заполучить данный экспонат.
Сотрудники киевской студии выработали совершенно новый подход к производству фильма. Главным художником Радной Сахалтуевым был предложен прием совмещения мультипликации и художественной съемки. Так впервые в советских мультипликационных фильмах в кадре появилось настоящее море и дым. В дальнейшем эта техника совершенствовалась и достигла апогея в картине «Остров сокровищ», где мультипликационные герои появлялись на экране совместно с живыми актерами.
Кроме того, в картине была использована техника, называемая специалистами «плоская марионетка». Героев создавали из фрагментов, вырезанных из бумаги. Принцип анимации претворялся в жизнь их обычным перемещением по стеклу. Данная техника в более усовершенствованных вариантах использовалась и в последующих картинах – «Докторе Айболите» и «Острове сокровищ». Интересно, что совершенствуя по ходу дела технологию съемки, Черкасский достиг такого уровня мастерства, которого другие специалисты мультипликации смогли достигнуть только спустя годы с приходом на съемочные площадки цифровой техники и компьютерной графики.
Особенных вершин техники знаменитый режиссер достиг при съемках «Острова сокровищ». Здесь регулярно использовались трехмерные пролеты, аналогичные панорамированию в художественном кино. Но если для обычного кино данный стиль был рядовым способом, применяемым при съемках, то в мультипликации это было открытием. Кроме того, чтобы в фильме не слышались звуки ударов, их заменили надписями, вроде «Бум!», «Бац!», по типу того, как это делается в комиксах.
Вошедший во вкус мастер решил создать новую картину, предварительное название которой звучало как «Безумные макароны или Ошибка доктора Бугенсберга». В новом фильме режиссер решил воплотить на экране весь свой накопленный опыт, заставив совместно играть живых актеров и рисованных персонажей. Однако крах Советского Союза в конце 1991 года положил конец и всем проектам Черкасского. Киев стал столицей независимого государства, у руководителей которого были совсем другие интересы.
Мастер сумел сделать только пилотную заставку к фильму, после чего финансирование студии было прекращено. Черкасский не сдался и решил сделать новую версию «Острова сокровищ», в котором вместо людей играли бы животные. Однако и здесь денег хватило только на «пилот». Оставшаяся без средств к существованию студия мультипликации быстро распалась, а все готовые материалы «таинственным» образом исчезли. Вероятнее всего, они очутились в США, потому что именно там вскоре начали появляться картины, изначально задуманные Черкасским.
Видя, что дело всей его жизни независимой Украине больше не нужно, режиссер ушел в рекламный бизнес и начал снимать рекламные ролики. Потом совместно с Эдуардом Назаровым занимался международным проектом «КРОК» – фестивалем мультипликационных фильмов. Однако смерть партнера по творчеству и резко усилившееся напряжение в отношениях между Украиной и Россией привели к тому, что фестиваль был перенесен в Москву, а его руководителем стал другой видный мультипликатор Юрий Норштейн.
Чтобы хоть как-то «быть в теме», Черкасский участвовал в съемках юмористической передачи «Золотой гусак», снимавшейся на украинском телевидении. Кроме того, он писал сценарии новых мультфильмов, которые должны были создаваться с использованием новых технологий. Однако кризис 2008 погубил и эти начинания. Постепенно о великом мастере украинской мультипликации забыли все, за исключением его ближайших друзей. И когда 30 октября 2018 года после тяжелейшего инсульта Давид Янович скончался, в украинских государственных СМИ об этом не сообщили. Отозвался на его смерть только Владимир Быстряков, друг и автор музыки к мультфильмам Черкасского, разместив в социальных сетях сообщения о кончине мастера.