27.11.2024
Люди
👀 12

Музыкальное наследие Густава Малера

Музыкальное наследие Густава Малера

По признанию этого человека, написание симфонической музыки означало для него построение совершенно нового мира с использованием имеющихся средств техники. Он писал, что в течение своей жизни создавал музыку только о том, что невозможно ощущать себя счастливым при страданиях даже одного существа. Данный этический максимализм был присущ именитому австрийскому дирижеру и творцу гениальных музыкальных произведений Густаву Малеру, завершившему традицию классического романтического симфонизма, наполненного глубокой философией.

Начало жизни

Густав увидел мир в поселке Калиште в Богемии в разгаре лета 1860. Случилось это в еврейском семействе Бернхарда Малера и Марии Германн. Отец был потомственным трактирщиком, а мать походила из семьи небогатого фабриканта. По свидетельству современников, чета Малеров напоминала «огонь и воду». Бернхард – воплощение упрямства и своеволия, а Мария – спокойствия и кротости. К музыкальному искусству они не имели никакого отношения.

Древняя моравская Йиглава, куда переехала семья Малеров, стала городом начала любви к музыке юного Густава. В четырехлетнем возрасте он впервые услышал марши, народные песнопения и начал наигрывать их мелодии на губной гармошке.

Родители заметили способности сына к музыке. В шесть лет он уже учился играть на фортепиано. Успехи были таковы, что через 4 года Густав в первый раз сыграл на этом музыкальном инструменте, приняв участие в концерте. Примерно тогда же он начал сочинять музыку. Известно, что в 1874 умер младший брат Густава Эрнст, в честь которого он вместе с приятелем сочинял оперу. Правда, от нее ничего не сохранилось.


Обучаясь в гимназии, практически целиком отдавался музыке и литературе. Отцу пришлось смириться с тем, что Густав не станет приемником его бизнеса, поэтому в 1875 он отправил сына к профессору Юлиусу Эпштейну, живущему в Вене.

Студенчество

Благодаря незаурядным музыкальным способностям юноша был направлен Эпштейном, ставшим его учителем по фортепиано, в Венскую консерваторию, где изучал гармонию, композицию у известных педагогов. Город, тесно связанный с именами Бетховена, Шуберта, Брамса, Брукнера, считался одной из европейских музыкальных столиц. Здесь выступали известные дирижеры, исполняли арии оперные дивы. С улиц Вены лилась народная музыка, вдохновлявшая Малера на музыкальное сочинительство.

Густава, как и многих почитателей Р. Вагнера, взволновал его приезд в австрийскую столицу, где в течение шести недель композитор руководил постановками собственных опер. Малер слышал дискуссии, доходящие до скандалов, поклонников Вагнера и приверженцев Брамса. Молодой музыкант, в ранних сочинениях подражавший Брамсу, спустя некоторое время почувствовал влияние Вагнера. Последнее особо ощущается в «Жалобной песне», представленной в 1881 на Бетховенский конкурс. Именно это творение через 15 лет Малер назвал «опус первый». Правда, на конкурсе начинающий композитор потерпел поражение. Впрочем, будучи зрелым мастером, Густав говорил, что это сыграло определенную положительную роль в его жизни. Возможно, выиграв конкурс, он не связал бы жизнь с оперным искусством. Тогда же Малер отказался от композиции и избрал для себя другое поприще.

Становление маэстро

Дирижировать он начал, учась в консерватории. Летом 1880 управлял оркестром в опереттах, которые ставились в курортном городке Бад-Халле. В следующем году стал первым капельмейстером в Лайбахе, затем в Ольмюце. Приверженец дирижерского кредо Вагнера, Густав пытался отстаивать его. Для Малера, как и для его кумира, управление оркестром являлось не ремеслом, а подлинным искусством.

Летом 1883 Густав стал дирижером и хормейстером в Королевском театре Касселя. К сочинительству он возвратился в 1884. Причиной этому стала несчастное любовное чувство к певице И. Рихтер. Ей молодой композитор посвятил романтическое творение под названием «Песни странствующего подмастерья», ставшего впоследствии вокальным циклом для оркестра и голоса. Однако публика услышала это произведение лишь спустя 12 лет.

Гениальные творения

Шедеврами Малера по праву считаются симфонии. Первая из них, созданная в 1888, выросла из тех самых романтических «Песен», где композитор увидел путь одоления кромешной тьмы через возобновление единения с природой.

Далее в симфонических произведениях расширяется ставший тесным для автора классический 4-частный цикл. «Выразителем музыкальной идеи» для него стали поэтические творения Ницше, Клопштока. Дальнейшие три симфонии он связал с песенным циклом «Волшебный рог мальчика». Во Второй, где в начале «хоронят героя Первой», финал оптимистичен благодаря религиозной идее воскресения. В Третьей симфонии предоставляется возможность почувствовать вечность природы в виде разворачивания романтической космогонии (становления Вселенной).

В 37 лет Малер становится главным дирижером придворного оперного театра австрийской столицы. Десятилетие его деятельности явилось подлинной эрой венского оперного искусства. Он совмещал в себе феноменального дирижера и талантливого режиссера, руководившего постановками опер Чайковского, Бетховена, Вагнера и других композиторов.

Маэстро гастролировал в различных странах, включая Россию. Его симфонии, сочиненные в Вене, стали новым этапом творческого пути выдающегося композитора. В Четвертой он словно посмотрел на мир глазами ребенка. На первый взгляд, музыка удивляла не характерной для Малера сдержанностью и блаженной идиллией, которая оказывалась обманчивой. Ведь в песенном тексте, находящемся в основе произведения, обнаруживалось, что смыслом его являлись лишь детские мечтания о райской жизни, и посреди ее мелодий слышалось нечто надломленное, звучащее диссонансом.

В следующих 3 симфониях, созданных уже без поэзии, чувствовался омрачающий колорит. Особо это ощущалось в Шестой, названной «Трагической». Композитор обратился к гармоничности классического искусства XVIII ст., о чем свидетельствовали финальные части Пятой и Седьмой симфоний.

Оставшиеся 4 года жизни мастер прожил в основном в Америке. Причиной этого стала его бескомпромиссная борьба с застойными явлениями Венской оперы, осложнившая его положение. Он уехал в Нью-Йорк, став там дирижером в оркестре местной филармонии.

В Восьмой, названной самим автором «симфонией 1000 участников», композитор старался, как Бетховен в Девятой, достичь восторга в космическом единении. В произведении использовалась финальная сцена гетевского «Фауста». С великим немецким поэтом Малер ощущал духовное родство.


Песенные циклы и симфонические творения шли рядом в течение всего пути великого композитора, соединившись в единое целое в симфонии-кантате «Песнь о Земле», где использовалась поэзия Китая VIII ст. В ней слились выразительный драматизм, камерная лирика, ожидание вечности. Своеобразным прощанием с жизнью талантливого композитора явились Девятая и Десятая симфонии. Последнюю он не завершил, потому что жизнь гения оборвалась от тяжелой болезни в венской клинике в мае 1911 года.

Приглашаем в наш телеграм: Мой Израиль

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *