22.11.2024
Люди
👀 56

Первое слово в космосе была еврейская фамилия Косберг

Первое слово в космосе была еврейская фамилия Косберг

Первые слова в истории человечества, произнесенные в космосе Юрием Гагариным были слова: «Косберг сработал!»

Все знают, что в Советском Союзе старались максимально засекречивать имена конструкторов и разработчиков передовых технологий. Фамилия же этого человека, успевшего проработать в ракетно-космической отрасли всего 7 лет, оберегалась советскими властями сильнее, чем главного разработчиков ставших знаменитыми «семерок», ракет, при помощи которых Советский Союз, а потом и Россия покорили околоземное пространство. Его имя охраняли настолько серьезно, что даже Гагарин, озвучив его в процессе своего единственного космического полета, получил нагоняй от начальства. А одну из важнейших государственных наград, золотую медаль Героя Социалистического Труда, ему вручали по закрытому указу Президиума Верховного Совета СССР. Впервые широкой общественности его фамилия прозвучало в некрологе, посвященном памяти этого великого конструктора. Конечно же, сейчас имя человека, родившегося в простой еврейской семье неподалеку от Минска, никакого секрета не представляет. Это Семен Косберг – основатель ОКБ-154 (ныне воронежский КБХА).

Становление

Будущий конструктор ракетных двигателей родился в небольшом белорусском городке Слуцке, расположенном неподалеку от Минска в середине октября 1903. Его отец, Арий Косберг, занимался кузнечным ремеслом, поэтому маленький Семен с детства смог приобщиться к искусству обработки металла. В дальнейшем уже на новом уровне эти знания пригодились ему в работе. Молодой человек окончил школу, следом за ней институт, после чего начал трудиться.

Первое слово в космосе была еврейская фамилия Косберг

Поступив на работу в конструкторское бюро, подчиненное наркомату авиационной промышленности, Косберг показал себя грамотным специалистом. Старательного работника быстро отметило начальство и стало продвигать его по карьерной лестнице. Таким образом, очень быстро Семен Ариевич дорос до руководителя своего конструкторского бюро, работавшего в направлении усовершенствования авиационных двигателей. Как раз в этот период он разработал оригинальную технологию непосредственного впрыска топлива, позволявшую значительно улучшить эксплуатационные показатели авиамоторов.

Когда грянула Великая Отечественная война, ОКБ Косберга было эвакуировано в город Бердск, где продолжило заниматься темой авиадвигателей. Спустя год после окончания войны ОКБ, возглавляемое Косбергом, было переведено в Воронеж. И именно в этом городе конструкторская судьба Семена Ариевича сделала головокружительный вираж, прославивший его фамилию и одновременно на долгое время сделавший ее секретной.

Апофеоз конструкторской деятельности

Следует отметить, что после окончания Второй мировой войны, ведущие мировые державы обратили пристальное внимание на ракетную технику. Советский Союз не остался в стороне. В стране начали разрабатывать собственные ракетные технологии. К середине 1950-х все основные проблемы по данной тематике были разрешены, что позволило в октябре 1957 вывести на околоземную орбиту первый искусственный спутник.

Однако в СССР понимали, что выход в ближний космос является только началом новой эры человечества. Далее должны исследоваться новые пространства, однако для этого ракетостроителям крайне необходимы двигатели, позволяющие их детищам развивать скорости, превышающие 11 км/сек. Однако ни одно из существующих в стране КБ не решалось взяться за столь сложную тематику. И тогда ведущий советский ракетостроитель Сергей Павлович Королев обратил внимание на разработчика авиамоторов Косберга. Не беда, что ОКБ Семена Ариевича никогда не работало над космической тематикой. Королев тонко чувствовал возможности людей. Главный конструктор не ошибся в выборе.

Впервые Королев и Косберг встретились в феврале 1958 года. Трудно сказать какими аргументами пользовался Сергей Павлович, чтобы «соблазнить» Семена на сотрудничество. Поговаривают, что ведущий конструктор страны сумел так показать новые перспективы развития космического ракетостроения, нацеленного на освоение дальнего космоса, что Косберг не удержался и дал свое согласие на совместную работу. Таким образом, возглавляемое Косбергом ОКБ-154 активно включилось в работу.

Как ни удивительно, но требуемый двигатель общими усилиями воронежских и московских конструкторов через полгода активной работы был готов. Сначала его испытали на полигоне, а потом детище Косберга было запущено на орбиту Земли. 2 января 1959 года двигатель РД-0105, разработанный совместными усилиями ОКБ-1 и ОКБ-154, был впервые испытан в условиях космического пространства. Двигатель показал себя очень хорошо, и вскоре ракета, оснащенная новейшим двигателем третьей ступени, отправилась к Луне. Так началась целая эпопея ракетных экспедиций к естественному спутнику земли, в результате чего на его поверхность был сброшен вымпел с флагом СССР и сфотографирована обратная сторона данной планеты.

Труды Семена Ариевича по достоинству оценили в советской стране: ему была присуждена степень доктора наук, вручена Ленинская премия, а на поверхности Луны его именем был назван кратер, имеющий площадь 58 кв. км. Был и еще один подарок, правда, довольно оригинальный. Некий французский винодел как-то заявил, что подарит 1000 бутылок шампанского своего производства тому человеку, который первым увидит противоположную сторону Луны. Когда советские ракеты облетели естественный спутник Земли и сфотографировали его поверхность, французу не оставалось ничего другого, как выполнить свое обещание. Три ящика вина из обещанного вагона продукта отправились в Воронеж в ОКБ-154, и несколько бутылок игристого напитка достались лично Косбергу.

Следующим этапом космической программы в СССР стал полет с человеком на борту. Для этого требовался уже более качественный двигатель, который разрабатывался исключительно воронежским ОКБ. Спустя всего 15 месяцев после начала работы двигатель третьей ступени РД-0109 был готов. Конечно же, его ожидала серия испытаний, но моментом истины стало 12 апреля 1961, когда ракета «Восток-1», управляемая Юрием Алексеевичем Гагариным, стартовала в небо. Свидетели рассказывали, что в ходе ее разгона, ожидающий запуска своего двигателя Косберг, казалось бы, стал даже меньше ростом. Однако едва по радио донесся голос первого космонавта, возвестивший прямым текстом, что его мотор сработал штатно, конструктор подпрыгнул, едва ли не выше себя.

Примечательно, что американские специалисты, прослушивавшие эти радиопереговоры, поначалу даже не поняли, что же за «косберг» сработал, поэтому долго искали аналог этому агрегату. А сам же первый космонавт получил нагоняй от начальства за не закодированные разговоры. Работу над двигателем была высоко оценена. Конструктор представлен к званию «Герой Социалистического Труда» с вручением соответствующей золотой медали.

Первое слово в космосе была еврейская фамилия Косберг

Интересно и продолжение истории первого полета Ю. Гагарина. После полета космонавт приземлился на территории Саратовской области, примерно в трех десятках километров от города Энгельс. Вместе с группой специалистов встречать Гагарина отправился и Косберг. При встрече с Юрием Алексеевичем конструктор протянул космонавту экземпляр региональной газеты «Волжская коммуна», датированную 13 апреля 1961 года. В ней всю первую страницу занимало сообщение о первом в мировой практике полете человека в космос. Гагарин взял ее и рядом с сообщением написал короткую фразу: «С. А. Косбергу за третью ступень», после чего отдал конструктору. Примечательно, что этот экземпляр газеты сохранился, и сейчас находится в местном краеведческом музее города Слуцка.

К сожалению, талантливый конструктор прожил относительно недолгую жизнь. Однажды, вернувшись из очередной командировки в столицу, он на обледенелой дороге попал в сильнейшую аварию. Косберг получил тяжелейшие травмы, которые вскоре и свели его в могилу. Это произошло 3 января 1965 года. Похоронили талантливого конструктора в Москве на Новодевичьем кладбище.

Приглашаем в наш телеграм: Мой Израиль

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *