Книги Анатолия Алексина известны не одному поколению юных читателей советского периода, на который пришелся пик его творческой активности. Советские школьники буквально зачитывались его «Безумной Евдокией», «Разделом имущества», иными творениями, уносящими в неповторимый мир детства с простодушными и злыми поступками, печалью и весельем, преданностью и коварством.
Детские и юношеские годы
Анатолий родился в Москве летом 1924 в еврейской семье Гоберманов, артистки Марии Михайловны и педагога, экономиста Георгия Платоновича. Первым тяжелым потрясением для мальчика стал в 1937 арест отца. Тринадцатилетний подросток любил и уважал своего деятельного родителя, разносторонне развитой личности, идейного коммуниста. Георгий Платонович работал в сфере экономики, обучал студентов Экономического института красной профессуры, занимал должность уполномоченного Госплана в Уральском регионе. Подобная биография интересовала компетентные органы, часто приводя к репрессиям.
После того как отца арестовали, мать уволили из театра как «жену» врага народа, что привело к бедственному положению небольшого семейства. Спасением оказались гонорары юного литератора, которые ему платили за заметки, стихотворения в «Пионерской правде». Безусловно, редакция газеты сильно рисковала, публикуя произведения несовершеннолетнего сына «врага народа». Впоследствии Алексин отмечал, что даже ответственные лица хотели быть людьми вне зависимости от сложившихся обстоятельств. Это касалось и тех, кто не побоялся публиковать творения юного дарования в детских журналах, в газете «Комсомольская правда».
В 1939 Гоберман-старший был оправдан и отпущен на волю. А спустя несколько лет уже не только для шестнадцатилетнего юноши, но и для всей советской страны страшным испытанием стали военные годы Великой Отечественной. Вместе с матерью он отправился в эвакуацию на Урал. В Каменск-Уральском Анатолий начал работать в газете «Крепость обороны», которая выходила ежедневно.
В 1945 молодой Гоберман стал студентом индийского отделения столичного института востоковедения. Спустя пять лет завершил обучение. Желание творить не покидало молодого человека все эти годы.
Творчество
В 1950 вышел 1-й сборник повестей уже Анатолия Алексина под названием «Тридцать один день». Так сценическая фамилия матери-актрисы стала тем творческим псевдонимом, который прославил писателя. Интересно, что редактировал первый сборник знаменитый русский писатель Константин Паустовский, знакомство с которым произошло при весьма забавных обстоятельствах.
Однажды как слушатель семинара С. Я. Маршака молодой литератор декламировал свои стихотворения, которые не понравились знаменитому поэту. Расстроившись, он все же решил реабилитироваться и прочел свой рассказ. Он затронул душевные струны присутствующих, включая и Маршака, который дал совет автору писать только прозаические произведения. На семинаре присутствовал и К. Паустовский, предложивший Алексину редакторские услуги.
Молодой автор прислушался к советам мастеров слова и стал писать прозу для детей. До 1966 он творил для дошкольников и младших школьников. Дети с удовольствием читали и перечитывали «Сашу и Шуру», «В стране вечных каникул», многие другие его повести.
А вот в так называемые «застойные» 1970-е писатель творил уже для юношеской и молодежной аудитории. Тематика его повестей и рассказов касалась взаимоотношений взрослых и детей, проявлений детского себялюбия, жестокости, а также испытаний совестью, милосердием, гордостью.
«Мой брат играет на кларнете» – повесть, в которой для успешного продвижения в карьере брата-музыканта, удовлетворяя свое тщеславие, его сестра Женя делает все, чтобы лишить близкого человека доступных жизненных радостей. Она отбирает даже возможность общаться с девушкой, которая ему нравится.
«Звоните и приезжайте!» – повесть от лица шестиклассника. Вместе с ним читателями переживается страх от возможного развода родителей, гордость за отца-врача, спасающего людей от тяжелых болезней, первая робкая любовь к однокласснице Лиле. Позже произведение станет пьесой, награжденной Государственной премией.
«Безумная Евдокия» – работа мастера, получившая многочисленные отклики. В центре ее сюжета находятся взаимоотношения образцовой ученицы Оленьки, ее родителей, потакающих своей любимой доченьке, с классным руководителем Евдокией Савельевной, не желающей замечать талантливую школьницу, а обращающую внимание на посредственность. В конце концов, отец после непоправимого случая, произошедшего по вине дочери, понял, что он смотрел на мир глазами своего эгоистичного ребенка.
Удивительно, с какой ясностью и простотой говорит Алексин о серьезных вещах. Это касается и «Раздела имущества», и «Сердечной недостаточности», и других повестей, созданных в семидесятые годы минувшего столетия. Каждое произведение, особенно в «Юности», членом редколлегии которой стал знаменитый литератор, с восторгом встречалось читателями.
В 1980 писатель получил Международную премию им. Максима Горького. Таким образом было оценено его мастерство в среде европейских писателей, создающих произведения для юношества. В 1980-е выходит «Собрание сочинений в 3-х томах», а также сборник «Очень страшная история и другие повести».
Публичная деятельность
Будучи в течение 19 лет (1970-1989) секретарем Союза писателей, Алексин принимал деятельное участие в общественной жизни, ездил в составе творческих делегаций за рубеж. После визита в США журналистами был окрещен «русским Марком Твеном». Часто председательствовал на Московском международном фестивале детских и юношеских фильмов. Писателя знали как ведущего телепередачи «Лица друзей», где он появлялся в течение 14 лет. Совместно с миротворцем Патрицией Монтадон Анатолий Георгиевич открывал первый в Советском Союзе клуб Мира.
Иммиграция в Израиль и дальнейшее творчество
В 1993 году Алексин с супругой покинули СССР. Это стало неожиданностью для многих хорошо знавших его людей. Ведь признанный при жизни классик оставался востребованным писателем и нелегкие 1990-е. Уехал он очень тихо. Даже близкие друзья считали, что мастер просто отправился на отдых в Кисловодск.
Супруги стали жить в Тель-Авиве. Алексин продолжил свою творческую деятельность, адресуя ее в основном взрослым читателям. В 1990-е появляются его романы «Сага о Певзнерах», «Смертный грех», другие малые эпические формы. Впрочем, не изменяет он детям и юношеству, написав для них «Смешилку», «Не родись красивой».
На Земле Обетованной появились и его мемуары «Перелистывая годы». На обложке издания – фото Алексина с его женой Татьяной – любимой женщиной, которую мастер считал своей музой. Последним его произведением стал рассказ 2008 года, получивший название «Смотри мне в глаза».
Последние годы
В 2011 приемная дочь писателя Алена, журналистка, телеведущая, забрала своих родителей в Люксембург. Там же первого мая 2017 Анатолий Георгиевич ушел из жизни, перед этим перенеся два онкологических заболевания.
Добрые книги Алексина, считавшего, что детство живет только в хороших людях, будут жить в сердцах тех людей, которые на них выросли и которые должны передать эстафету памяти о своем детстве потомкам.
Как я любила его книги в детсте..