Следует отметить, что посягательств на жизнь вождя пролетарской революции 1917 года Владимира Ульянова-Ленина было немало. Первое покушение случилось в самом начале 1918. Тогда он не пострадал, а пуля задела его друга, швейцарского революционера Фридриха Платтена. В середине января 1918 должно было состояться второе покушение на вождя мирового пролетариата. Но оно сорвалось благодаря явке с повинной солдата Спиридонова, который заявил о заговоре тайной организации «Союз георгиевских кавалеров» и получении им задания убить Ленина.
Впрочем, самым резонансным и знаменитым является покушение, произошедшее 30 августа 1918. В этот день вождь выступал с речью на московском заводе Михельсона. Внутренний двор предприятия не охранялся, потому что рабочие искренне любили Владимира Ильича и даже помыслить не могли о том, что кто-то может посягнуть на его жизнь. Кстати, сам Ленин также прибыл на завод без сопровождения охраны. Вождь завершил свою речь словами: «Умрeм или победим!». После этого Ленин покинул заводской двор и уже садился в машину, когда к нему приблизилась женщина и стала жаловаться, что на железнодорожных вокзалах забирают у людей хлеб. Она отвлекла внимание Ленина и трижды выстрелила из пистолета, завернутого в платок. Неизвестную, которой оказалась эсерка Фанни Каплан, арестовали и отправили на Лубянку. Ленин потерял сознание, но остался жив, получив тяжелое ранение, которое впоследствии оказало негативное влияние на его здоровье. В конце концов, Владимир Ильич, будучи до этого весьма работоспособным человеком, потерял речь, стал чувствовать себя плохо, отошел от государственных дел и безвременно скончался.
Как же так произошло, что представительница еврейского народа, считавшегося основополагающей боевой силой революции отправилась убивать человека, практически уравнявшего в правах детей Сиона? С какой целью это было сделано?
Для начала вспомним, что не все евреи поддерживали революционное движение. Хотя многие из них желали изменения отжившего общественного строя. И это не удивительно, ведь при царской власти еврейство, что называется, существовало на птичьих правах. Царизм своей политикой буквально вгонял еврейское население в бедность. Так что сторонников на тот момент немногочисленных революционных движений среди представителей этого народа хватало. С течением времени их ряды значительно увеличились. Так получилось, что евреи, будучи фактически первыми, поддержавшими революционные движения, заняли в них лидерские позиции. Примерами этого являются такие революционеры как Григорий Евсеевич Зиновьев, Лев Борисович Каменев, Лев Давидович Троцкий, Юлий Осипович Мартов, Евно Фишевия Азеф и так далее.
Впрочем, хотя в революционной среде в роли известных вождей действительно оказались евреи, однако, если говорить в целом, то еврейский народ не так уж и поддерживал революцию. Достаточно сказать, что большинство его представителей были сторонниками социалистической партии Бунд, негативно отнесшейся к Октябрьскому перевороту и желавшей свергнуть большевиков.
Правда, в период Гражданской войны белыми, зелеными и прочими проводились еврейские погромы, а красные защищали детей Сиона, поэтому бундовцам пришлось изменить свое отношение, поддержать советскую власть и многое сделать для того, чтобы она победила. Кстати, Ленин всецело поддерживал еврейские кадры и способствовал их выдвижению в руководство страной. Это объяснялось, прежде всего, их умом и образованностью. Кроме того, именно евреям царизм насолил больше всего, поэтому они, как никто другой, не желали его возвращения.
Однако и это не означает, что многие представители еврейской нации вдруг моментально стали поддерживать коммунистов. Напомним, что в двадцатые, тридцатые годы минувшего столетия в политике было такое понятие как «попутчики». Так называли людей, которые сочувствовали партии, однако состоять в ней не хотели. Кстати, в дальнейшем так именовали потенциальных предателей.
Возвратимся к женщине, которая прославилась, стреляя в Ленина. Она как раз и относилась к категории, не поддерживающих большевиков. Будущая анархистка, а потом эсерка Фанни (Фейга) Каплан, урожденная Ройдман, появилась на свет 10 февраля 1890 в Волынской губернии. Ее отец Файвел был учителем в хедере (еврейской начальной школе). К анархистскому движению примкнула в 15-летнем возрасте и практически сразу же начала заниматься террористической деятельностью. За подготовку покушения на киевского генерал-губернатора Сухомлинова была приговорена к смерти, но из-за несовершеннолетия казнь заменили пожизненной каторгой. Кстати, это покушение не состоялось из-за неосторожного обращения с самодельным взрывным устройством, которое сработало в номере гостиницы. В результате этого Фанни получила осколочные ранения, частично потеряла зрение.
На каторге состоялось знакомство Каплан с одной руководительниц партии левых эсеров Марией Александровной Спиридоновой. Это изменило ее взгляды с анархистских на эсеровские.
В 1917 после Февральской революции была амнистирована как политзаключенная. Летом того же года отправилась поправлять здоровье в санаторий, который был открыт Временным правительством для политкаторжан. Кстати, там она познакомилась с братом человека, на которого спустя год совершила покушение. С Дмитрием Ульяновым у нее был любовный роман. По его же рекомендации Фанни отправилась в харьковскую глазную клинику, где ей частично вернули зрение, практически потерянное на каторге. Вот такая ирония судьбы.
Каплан самостоятельно готовила покушение. Незадолго до него вышла из партии эсеров, чтобы не бросить на нее тень. Молодая женщина на допросах говорила, что она поддерживает Учредительное собрание, а в Октябрьской революции относится резко отрицательно. А решение убить Ленина связано с тем, что она считает его предателем революционного движения, действия которого противоречат идее социализма, отодвигая ее на десятки лет назад.
Фанни Каплан расстреляли спустя четыре дня после покушения. Устное распоряжение дал Председатель ВЦИК Яков Свердлов, кстати, тоже еврей по национальности. Вот так одни евреи стояли у руля советского государства, а другие боролись с ними, совершая покушения на его лидеров.