Известно, что старший из сыновей А. Эйнштена стал известным инженером, получил профессорское звание, а вот младший, хотя и мечтал о карьере психиатра, закончил свое земное существование в психиатрической лечебнице.
Известно, что старший из сыновей А.Эйнштена стал известным инженером, получил профессорское звание, а вот младший, хотя и мечтал о карьере психиатра, закончил свое земное существование в психиатрической лечебнице.
Первый сын Ганс-Альберт работника патентного ведомства Альберта Эйнштейна и его жены Милевы появился на свет в 1904 в Берне (Швейцария). А 1905 год стал для мировой физической науки периодом, который благодаря четырем статьям Эйнштейна перевернуло представление о массе и энергии, времени и пространстве. В своих трудах ученый познакомил научный мир с теорией относительности, заложил основы квантовой механики, дал объяснение Броуновскому движению.
Спустя 5 лет, в 1910, в семействе появился еще один ребенок – сын, названный Эдуардом. Знаменитый физик был отличным отцом, обожающим своих детей. А вот отношения с супругой у него не сложились. В своих посланиях Эйнштейн признавался, что стал относиться к Милеве как к сотруднице, которую невозможно уволить. Его раздражало отсутствие у нее чувства юмора.
Когда младшему сыну было 4 года, супруги расстались. Альберт уехал в Германию, а его бывшая жена с детьми осталась в Швейцарии. Кстати, именно в то время с ней случился нервный срыв, который объяснили тогда распадом семьи.
В переписке с детьми середины 1910-х можно заметить, что письма старшему сыну наполнены рассказами ученого о собственных научных изысканиях, логическими задачами, которые предлагалось решить. А вот послания к Эдуарду были более простыми. Эйнштейн уже тогда предполагал, что тот не сможет достичь высоко умственного развития. Предчувствие его не подвело. Младшенький с ранних детских лет отличался болезненностью. Часто уединялся, сочинял стихи, музицировал. Уже тогда он ощущал себя жалким человечком на фоне именитого родителя. А еще Эдуард испытывал зависть к старшему брату. В таком тягостном состоянии и жил.
В определенный период показалось, что все может измениться к лучшему. Юноша принял решение получить профессию психиатра в Цюрихском университете. Однако, как выяснилось чуть позже, там он оказался не врачом, а пациентом.
В 20-летнем возрасте Эдуард влюбился в женщину намного старше себя. Его избранница довольно долго не обращала внимания на его ухаживания, но все же поддалась им. Юноша же, как выяснилось, оказался несостоятельным в сексуальном плане. Это вызвало у него сильнейший нервный срыв, приведший к попытке суицида, после которой его поместили в психиатрическую лечебницу Бургхельцли при Цюрихском университете. Настоящим приговором стал поставленный там диагноз – «шизофренический дефект».
Эйнштейн-старший, помня о нервном срыве бывшей супруги, считал заболевание сына наследственным. Эта мысль подтвердилась и одним из лечащих Эдуарда врачей, вспомнившим, что его матери в свое время поставили диагноз «шизоидная личность».
Недуг Эйнштейна-младшего прогрессировал. Но и мир вокруг него изменялся к худшему. К власти в Германии пришел Гитлер, началось массовое преследование евреев, поэтому великий физик эмигрировал за океан. Перед отъездом в Соединенные Штаты отец, как оказалось, в последний раз увидел своего младшего сына, навестив его в швейцарской клинике. Прославленному ученому, несмотря на прилагаемые им усилия, не удалось вывезти из страны психически больного молодого человека.
Старший сын А. Эйнштейна смог вырваться в Америку в 1938 и впоследствии стал известным инженером-гидравликом, профессором, имеющим всемирно признанные научные труды. Его именем даже назвали премию, учрежденную Обществом гражданских инженеров США. Внук великого физика Бернард Сезар стал разработчиком приборов ночного видения, трудился в известных компаниях в области электроники. Его правнук Томас Мартин стал известным анестезиологом.
А вот наследственная нить Эдуарда прервалась в психиатрической лечебнице, откуда он выходил лишь на короткое время. Три десятилетия его жизни прошли в нравственных и физических мучениях. Пациента «лечили», вводя ему высокие дозы инсулина. Как потом выяснилось, от такого «лечения» легче было умереть, чем выздороветь. Эдуард испытал на себе и совершенно бесполезную электрошоковую терапию.
На кончину бывшей жены в 1948 Альберт Эйнштейн прореагировал довольно равнодушно. А вот одинокая участь больного сына тревожила его. Правда, выражалось это весьма своеобразно. Великий ученый безжалостно говорил, что знай заранее, как сложится жизнь его ребенка, он бы не дал появиться ему на свет.
Жизнь выдающегося физика оборвалась в 1955. Спустя десятилетие в швейцарской психиатрической больнице умер его младший сын, написав напоследок стихи о своем одиночестве.
Больной нерв поет о конце отца и сына!
Он знает, как я одиноко умираю.
Страдание, о котором я говорю,
Ты превозмочь пытаешься. Его уносит ветер.
Но куда уйдет душа? Ведь я, черт побери, уже исчез,
Пропал среди листвы, течением унесен.
Не нужно больше думать ни о чем,
Так много боли. Я умираю одиноко,
Стреляю себе в сердце со стыда в покое спальном.
Моя стойкость у меня все отняла.