Его называют патриархом советской мультипликации, персонажи которого любят без преувеличения миллионы юных и взрослых зрителей. Именно он создал обаятельного Чебурашку, наивного котенка по имени Гав и множество других привлекательных мультгероев из больше чем 70 картин. Его зовут Леонид Шварцман. Он долгожитель в прямом смысле смысле этого слова.
Леонид появился на свет в 1920 в белорусском городе Минске в еврейском семействе Арона и Рахили Шварцман. Позже тайну своего долголетия он свяжет с чистым воздухом, водой, абсолютным спокойствием небольшого тогда городка, в котором он родился.
После начала Великой Отечественной войны стал учеником токаря на Кировском заводе. Предприятие эвакуировали в Челябинск, где вместе с другими людьми ковал победу на трудовом фронте и Леонид Шварцман. Благодаря тому, что молодой человек хорошо рисовал, его начали привлекать к изготовлению плакатов, агиток и т.д.
А вот увидеть первый раз в жизни мультфильм ему удалось лишь в послевоенное время в Москве, куда он перебрался на постоянное место жительства. Это был знаменитый трофейный «Бэмби», созданный Уолтом Диснеем. Анимационная лента так понравилась Леониду, что он принял решение тоже создавать подобные картины. Для этого молодой человек поступил во ВГИК на художественный факультет, став впоследствии одним из первых выпускников отделения, готовившего мультипликаторов. Именно там он научился рисовать движения животных и людей, разнообразные походки, создавать выдуманные персонажи, изучил нюансы работы с декорациями и фонами, познакомился с понятиями раскадровки и компоновки.
Более полувека трудился Шварцман на киностудии «Союзмультфильм». Поначалу, будучи третьекурсником, ассистировал художнику А. Сазонову, который заметил незаурядную курсовую работу Леонида по созданию героев сказки «Приключения Буратино». Он и пригласил одаренного студента стать его ассистентом на съемках картины «Федя Зайцев», где Шварцман рисовал игрушечных матросов, солдат, матрешек. Это было не только интересно, но и приносило деньги, помогавшие студенческому существованию.
Должность художника-постановщика Шварцман получил в 1951, когда окончил вуз. Сотрудничал с режиссерами Р.Качановым, И.Аксенчуком, Л.Атамановым, И.Уфимцевым, которые снимали и кукольные, и рисованные мультфильмы.
Вспоминая «Союзмультфильм» того времени, мастер отмечал особенную праздничную, сумасшедшую атмосферу, в которой происходило создание истинных киношедевров. По его словам, это был удивительный организм огромного коллектива единомышленников, которые не только вместе работали, но и отдыхали, организовывая карнавалы, маскарады либо просто посиделки, играли в шахматы, крутили любовные романы, разыгрывали друг друга.
Позже, в одном из своих интервью, Леонид Аронович вспоминал эти, как правило, безобидные розыгрыши. Один из них связан с художником Л. Мильчиным, который никогда не мыл обувь. Утром он ставил грязные галоши под вешалку, а после работы обувал их и уходил домой. Выдумщик и озорник Р. Качанов, режиссер «Варежки» и «Крокодила Гены», однажды тайком вымыл галоши Мильчина, поставив их на место. Как обычно, Лев надел верхнюю одежду, а вот галоши никак не мог отыскать. Он нервничал, возмущался и не верил окружающим, что перед ним стоит его обувь. Его все-таки смогли убедить в этом. С того времени Мильчин хоть и нечасто, но стал мыть свои галоши.
Позже Шварцман стал работать над реальными «живыми» героями, «рисованных с натуры». Сюжет фильма снимали при участии настоящих киноактеров, а затем полученный материал покадрово переводился на бумагу. Данная техника была характерна для фильма «Аленький цветочек», 1952 года. Интересно, что роль принца в нем играл малоизвестный в то время актер А.Баталов.
Анимационная лента «Снежная королева» вышла на экраны в 1957. Над ней Шварцман, бывший автором городской части и всех героев, исключая разбойников, трудился совместно с А. Винокуровым, рисовавшим декорации. Фильм имел колоссальный успех, был отмечен несколькими престижными наградами в Венеции, Риме, Каннах, Лондоне.
Секретом популярности данных мультфильмов являлась их невероятная реалистичность. Все воссоздавалось до мельчайших подробностей. Особенности индийских костюмов для «Золотой антилопы» изучались в запасниках Эрмитажа, в атмосферу андерсоновских сказок погружались в Риге, где, по словам Шварцмана, «пропитывались воздухом Западной Европы».
Талантливый художник удивительно точно находил образы персонажей. Это хорошо видно на примерах ставших легендарными Крокодила Гены, Чебурашки, старухи Шапокляк. Особенно сложной оказалась работа над образом «непонятного, ни на кого не похожего зверька», придуманного Э. Успенским. Было выполнено множество эскизов, прежде чем Чебурашка стал тем самым милым персонажем, покрытым коричневой шерсткой, с большими ушами и коротенькими ножками.
В 1976 режиссер Л. Атаманов пригласил Леонида Ароновича для работы в мультсериале под названием «Котенок по имени Гав». Он же не единожды советовал художнику заняться режиссурой. Так случилось, что после скоропостижного ухода из жизни Атаманова, Швацману пришлось стать режиссером 5-й серии мультфильма.
Многолетнее сотрудничество связывало двух талантливых людей – Г. Остера и Л. Шварцмана, подаривших зрителям «38 попугаев», «Котенка Гав», «Обезьянок младшего возраста».
У последнего из названных сериалов особая история создания. Поначалу Шварцманом был выбран рассказ о том, как малыши из детского сада затерялись в зоопарке и сдружились с обезьяньим семейством. Мультфильм под названием «Гирлянда из малышей» зрители встретили с особой теплотой. Г. Остер создал еще несколько рассказов с этими героями. Так появился шестисерийный фильм «Обезьянки младшего возраста».
Леонид Шварцман имеет звание народного художника РФ. Так случилось, что иных наград у этого талантливого человека нет, хотя творческие группы, в которые он входил, не раз выдвигали на различные премии. Сталинскую премию художник должен была получить за «Аленький цветочек», Ленинскую – за «Снежную королеву», Государственную – за мультсериал о Чебурашке. Но мешали различные обстоятельства. Так что все награды прошли мимо.
Его не знают в лицо. О своей работе мастер рассказывает лишь на творческих встречах. Единственная персональная выставка собранных воедино эскизов всех созданных им фильмов прошла в ЦДХ в 2000, но осталась практически незамеченной СМИ из-за того, что в эти же дни произошел пожар на Останкинской телебашне.
Впрочем, Шварцман считает себя счастливым человеком, потому что много лет отдал доброму и светлому искусству мультипликации, которая дарила радость детворе. Главной оценкой своего творческого труда считает слова из сохранившейся книги отзывов, где один из посетителей написал, что теперь ему известно, кого же нужно благодарить за свое счастливое детство.