Он мог бы стать обеспеченным дантистом, но выбрал делом своей жизни вирусологию. Впоследствии это судьбоносное решение спасло здоровье десяткам миллионов людей. Имя этого человека поистине планетарного масштаба Альберт Сейбин.
Он появился на свет в семье польских евреев Саперштейнов, проживавших в начале ХХ столетия в городе Белосток, в те времена принадлежавшем Российской империи. Собственно говоря, это чудо, что мальчик родился 26 августа 1906 года. Ведь всего несколькими месяцами ранее в Белостоке произошел страшнейший погром, жертвами которого стали свыше 80 человек. Сразу же после этого страшного события почти все родственники Якова и Тилли Саперштейнов выехали в США. Только родители Альберта остались присматривать за престарелой бабушкой. Естественно, с ними был и их сын. В Соединенные Штаты семейство все же выехало, правда, 15-ю годами позднее, пережив мировую и гражданскую войны.
В 1921 году, совершив труднейшее 18-месячное «турне» Саперштейны оказались в Америке. Они направились в штат Нью-Джерси, где осели в городке Патерсон. Альберт, будучи уже подростком, начал осваивать новую жизнь. Он пошел в школу, в которой совершенно не пригодились его познания в идише, иврите, русском и немецком языках. Требовалось знание английского, но его Альберт не знал. Впрочем, умному пареньку вполне хватило двух лет, чтобы не только выучить английский, но и успешно закончить школу. Дальше требовалось выбирать профессию.
Следующий жизненный этап у Альберта начался в Нью-Йорке, где проживал его дядя, довольно состоятельный стоматолог. Он и пристроил у себя племянника в надежде, что тот выучится на дантиста и станет помогать ему в бизнесе. Альберт пообещал и даже поступил в стоматологическую школу. Но однажды на глаза ему попалась книга «Охотники за микробами», написанная ученым-бактериологом Полем де Крюи. Она полностью поменяла взгляды Альберта на будущую жизнь. Понятно, что дядя, обманувшийся в своих надеждах, денег на учебу племяннику не дал. Требовалось искать другие возможности.
Помощь пришла от микробиолога Уильяма Парка. В поисках достойных продолжателей своего дела он выделил несколько грантов, один из которых достался Сейбину. Понятно, что денег выделялось немного. Их хватало только на оплату обучения в Школе медицины при Нью-Йоркском университете. Жить же молодому студенту пришлось в комнатушке при Гарлемской больнице. Жилплощадь он оплачивал собственным трудом, проводя тесты по типированию пневмонии.
И вот здесь будущего ученого ожидал первый успех. Альберт обнаружил, что используемая в лаборатории методика неэффективна, и разработал собственный метод, резко ускоряющий сроки тестирования. Уильям Парк, следивший за своими подопечными, опубликовал новую технологию в одном из медицинских журналов, описав его как «метод Сейбина». Интересно, что когда Альберт сдавал экзамен на получение врачебной лицензии, ему достался вопрос именно о типировании по собственному методу. Естественно, экзамен 25-летний человек сдал успешно.
Буквально сразу же молодой медик включился в работу. Парк взял его к себе в бактериологическую лабораторию, занимавшуюся тогда проблемой борьбы с полиомиелитом, очередная эпидемия которой вспыхнула в Нью-Йорке. С этого момента у Сейбина началась многолетняя борьба с коварной и беспощадной болезнью. Справедливости ради, надо сказать, что в битве с болезнью были задействованы лучшие ученые страны, вложены огромные средства. Ведь сам президент США в то время потерял возможность самостоятельно передвигаться, заболев полиомиелитом.
Именно стараниями Ф. Рузвельта в 1938 году в США был основан Национальный фонд по борьбе с полиомиелитом. Сейбину даже предложили там место. Однако уже известный ученый отказался от данного предложения, предпочтя отправиться в Цинциннати, где возглавил отделение инфекционных болезней при детской клинике местного университета. Активная работа привела к первым результатам. Было обнаружено, что полиовирус попадает в человека через пищеварительный тракт. Теперь требовалось всего ничего – изобрести вакцину.
Но как раз с этим возникли трудности. В конце 1941 США вступили во Вторую мировую войну, и вирусологи включились в поиски лекарств против более актуальных на тот момент болезней: японского энцефалита и лихорадки денге. К работе против полиомиелита Сейбин смог вернуться лишь в конце 1940-х. Следует уточнить, что поисками лекарства от полиомиелита занимались многие видные ученые. Самым сильным конкурентом Сейбину стал микробиолог из Питтсбургского университета Джонас Солк, получивший от Национального фонда детского паралича грант на исследования и достигший определенных успехов. В 1952 именно этот ученый первым получил на основе мертвых полиовирусов вакцину от полиомиелита. Его разработка сразу же начала внедряться в США. Сейбин же чувствовал, что можно создать вакцину с лучшими характеристиками, положив в ее основу не мертвые, а сильно ослабленные полиовирусы. Такой препарат был им создан, однако широко тестировать полученный материал в Америке не захотели. Ученому для эксперимента выделили всего лишь сотню заключенных, что не давало возможности провести точные заключения. И вот здесь на помощь Сейбину пришел Советский Союз.
В это время в США с визитом находилась группа советских вирусологов во главе с директором Московского Института по изучению полиомиелита Михаилом Чумаковым. При его содействии в СССР были доставлены необходимые материалы, на основе которых сделана вакцина. Ею немедленно сделали прививки 10 миллионам советских детей. Результат оказался не просто эффективным, а потрясающим. Чуть позже препарат Сейбина усовершенствовали и запустили в массовое производство.
В дальнейшем вакцина начала проходить апробацию и в других странах мира. В 1960 она вернулась в Штаты, где на следующий год заменила собой препарат Солка. После этого настал черед Всемирной Организации Здравоохранения, которая признала вакцину и дала разрешение на ее производство в других странах.
Так стараниями талантливого еврейского ученого мир перестали сотрясать эпидемии полиомиелита, убивавшие и калечившие миллионы людей. Сам же создатель вакцины наряду с научными исследованиями начал заниматься и миротворческой деятельностью. Он активно боролся за мир на Ближнем Востоке. Из жизни талантливый ученый ушел в 1993 году после 10-летней борьбы с тяжелейшей болезнью, именуемой «восходящий паралич».