Ни для кого не секрет, что самый большой процент среди лауреатов Нобелевской премии составляют представители еврейской нации. В текущем 2020 году их стало на пять человек больше. Звание лауреата Нобелевской премии в номинации «литература» присуждено американской поэтессе и эссеисту Луисе Элизабет Глюк, которой на момент присуждения премии исполнилось 77 лет.
Ни для кого не секрет, что самый большой процент среди лауреатов Нобелевской премии составляют представители еврейской нации. В текущем 2020 году их стало на пять (из 11) человек больше. Звание лауреата Нобелевской премии в номинации «литература» присуждено американской поэтессе и эссеисту Луисе Элизабет Глюк, которой на момент присуждения премии исполнилось 77 лет.
Местом рождения поэтессы является Нью-Йорк, где она появилась на свет 22 апреля 1943 года. Ее отцом был бизнесмен Даниэл Глик, за что иногда и саму поэтессу именуют такой же фамилией. Беатрис, ее мать, занималась домашним хозяйством и воспитанием дочерей. В положенный срок девочка пошла в школу. После ее окончания в 1961 году она попыталась продолжить обучение, начав посещение поэтических семинаров Сары Лоуренс и курсов в Колумбийском университете.
Стремящиеся вперёд,
туда, где свет перемешен с тьмой,
жаждущие ярких ощущений,
как если бы вы были новым существом,
желающим выразить себя,
полные жизни, полные блеска,
ни на миг не задумывающиеся о том,
чего это будет вам стоить,
не способные понять, что мой голос
есть нечто отличное от вас самих –
в другом мире вы не услышите его
вновь с такой ясностью,
как в зове птицы или в крике ребёнка,
не отчетливое звучание, но только
неотступное эхо,
значение которого: прощай, прощай…
одна непрерывная нота,
связывающая нас друг с другом.
Однако получить полноценное высшее образование Луизе так и не удалось. Причиной этому стало слабое здоровье девушки, которой еще в подростковом возрасте поставили неутешительный диагноз: тяжелая форма анорексии на нервной почве. Ей требовалось психоаналитическое лечение, что молодая девушка и делала. Параллельно во время прохождения курсов психотерапии Луиза начала свои первые поэтические опыты, оказавшиеся довольно удачными. В 1968 году, еще полностью не оправившись от болезни, она издала свой первый стихотворный сборник под названием «Первенец».
Я выздоровела, стала взрослой.
И время хлынуло – подобно дождю,
его было много, такая громада – не сдвинуть.
Ребёнком я жила в полусне.
Болела; была под защитой.
И всё же – в мире духа,
в мире серого дождя,
утраченного, воскрешённого.
Уже тогда она нащупала основную линию создания стихов. Это были злые, агрессивные монологи с критической феминистской направленностью. Ее поэтические творения сильно контрастировали с общепринятыми канонами стихотворчества, за что их активно критиковали. Однако многие специалисты заметили в них необычность языка, образность и особую технику стихосложения.
Моя душа иссохла.
Как будто побывала в огне, но не сгорела,
не исчезла. Обугленная,
всё ещё существует. Хрупкая.
Дело не в одиночестве, а в недоверии.
Так всегда после насилия.
На некоторое время Глюк прекратила заниматься поэзией, сосредоточившись на домашних и карьерных делах. Вскоре ее пригласили в Вермонтский Годдард-колледж в качестве преподавателя поэзии. Начиная с 1971, когда молодая женщина разошлась со своим первым мужем, она вновь стала заниматься творчеством. К 1975 году новых стихов набралось столько, что Глюк выпустила новый сборник «Дом на болоте», благодаря которому поэтессу действительно заметили.
Свою первую крупную награду за творчество Луиза получила в 1981, когда ей Американская академия искусств и литературы присудила ей премию. Потом ее как опытного специалиста пригласили в Массачусетс, предложив должность старшего преподавателя на кафедре английского языка в Уильямс-колледже. Параллельно с педагогической работой женщина занималось поэтическим творчеством. В 1985 году вышла новая книга под названием «Триумф Ахилла». За этот антологический цикл, в котором поэтесса переосмысливала мифологическую и религиозную природу человека, ее наградили национальной премией американских критиков.
Уверена, мой грех –
вполне обыден:
прошу о помощи,
а по сути – ищу защиты,
мольба о сострадании –
скрытая жалоба.
Так тревожно этим весенним вечером.
Я молю дать мне силу и указать путь,
и ещё прошу
избавить от болезни
(сейчас, сейчас) – и неважно
что там ждёт впереди.
Я настаиваю
на этой свободе от будущего,
на храбрости, с которой
я в одиночку встречу испытанья
и выстою.
Неудивительно, что теперь предложения о проведении лекций буквально посыпались на нее из Йельса, Стэнфорда, Бостона и Айовы. С этого момента начался самый насыщенный период творчества поэтессы. Она активно читала лекции в университетах, писала стихотворения и издавалась. Творчество Глюк не осталось незамеченным. За период 1990-2000-х годов она семь раз становилась лауреатом различных премий.
Понятно, что столь именитую поэтессу просто не могли не заметить в других странах. Существуют переводы ее стихов и на русский язык, опубликованные в ряде российских литературных журналах. За поэтический сборник «Дикий ирис» в 1992 году поэтесса удостоилась сразу двух премий: Пулитцеровской и Уильяма Карлоса Уильямса.
Если есть справедливость в том, другом мире,
обделённые природой здесь, такие, как я,
получили бы львиную долю всего,
по чему они так изголодались –
их жадность будет лишь хвалой Тебе.
И никто не восславит Тебя больше, чем я
(ведь я так долго сдерживала это желанье),
и не заслуживает больше, чем я,
сидеть по правую руку от Тебя – если она существует, –
вкушая скоропортящуюся вечную смокву.
Ей не выдержать перевозки.
В 2020 ее имя прогремело на весь мир благодаря вручению двух престижных наград: премии Транстремера и Нобелевской премии. Последнюю присудили за ее точный поэтический голос, суровая красота которого превращает индивидуальное во всеобщее. Ее поэзию оценили в Нобелевском комитете как открытую и бескомпромиссную, в которой явно прослеживается желание быть понятной и понятой.
Кроме этого, отмечено, что ее творчество обладает сильным автобиографическим элементом, однако она не личностна, а скорее универсальна. По словам главы Нобелевского комитета Андеса Олссона поэзия Глюк обладает такими основными чертами: постоянным обращением к семейной теме, жестким, но одновременно с этим игривым умом, утонченным чувством композиции.