Жизнь любого артиста невозможно назвать легкой. Этот человек тоже сталкивался с трудностями буквально с рождения в многодетном семействе. В свое время он был арестован, попал под «расстрельную» статью, сидел в тюрьме.
Был очень популярен среди советских кинозрителей. Ведь каждая роль этого талантливого веселого актера, искрометно исполнявшего песни и танцы в кинофильмах, запоминалась надолго. Его решение эмигрировать из страны обернулось печальными страницами пребывания на чужбине, где блестящему артисту пришлось зарабатывать на жизнь, выступая в кабаках. Речь пойдет о Борисе Моисеевиче Сичкине.
Жизнь началась с танцев перед уголовниками
15 августа 1922 в многодетном еврейском семействе сапожника, жившего в Киеве, родился седьмой ребенок, которого назвали Борисом. Спустя четыре года умер отец, оставив жену и детей без средств к существованию. Практически все заботы, в том числе и воспитание младшего брата, легли на плечи старших. Бориса обучили танцевать, благо, у мальчишки это хорошо получалось, и отправили на Еврейский базар выступать перед уголовниками. Искусная чечетка и веселые частушки привлекали зрителей со всей округи, которые за доставляемую им радость платили талантливому пацаненку продуктами.
Танцы становятся делом жизни юноши
А потом был побег из дома и исключение из школы, жизнь в цыганском таборе, где Борис научился невероятно пластичным танцам. В 15-летнем возрасте стал студентом Киевского хореографического училища . В течение пяти лет, вплоть до 1941 года, обучался в нем, параллельно выступая в составе Ансамбля народного танца УССР.
Незадолго до начала Великой Отечественной войны юный Сичкин стал участником Ансамбля песни и пляски Краснознаменного Киевского военного округа. Вместе с творческим коллективом участвовал во фронтовых концертах, пройдя путь от рядового танцора до солиста, а затем и постановщика хореографических композиций. Борис радовал фронтовиков своими выступлениями, за что и был удостоен медали «За боевые заслуги».
В послевоенное время Борис Сичкин был приглашен в Ансамбль песни и пляски им. Александрова, а спустя год стал выступать в качестве артиста Москонцерта, в котором трудился в течение 18 лет.
Создание ярких кинообразов
Борис Сичкин имел множество друзей, которые занимались творческой деятельностью, в том числе и в киноискусстве. Один из них, режиссер Исидор Анненский, предложил ему воплотить эпизодический образ чудаковатого ухажера в фильме «Анна на шее», что актер и сделал. Борис не был профессиональным киноактером, но его, как правило, второстепенные роли поражали своей яркостью. Таким был контрабандист из «Капитана голубой лагуны», конферансье из картины «До свидания, мальчики!» и другие. Но подлинную популярность принесла артисту роль Бубы Касторского в «Неуловимых мстителях». Этот неунывающий изобретательный герой влюбил в себя всех советских зрителей. Среди последующих ролей, пожалуй, самой запоминающейся можно назвать жениха-престидижитатора из киносказки Александра Роу «Варвара-краса, длинная коса».
Арест и «расстрельная» статья
1973 стал трагическим годом в жизни Бориса Сичкина. Гастрольная поездка в Тамбов обернулась для него вызовом в прокуратуру, где его обвинили в финансовых махинациях и арестовали. Следует отметить, что на тот момент жизнь артиста складывалась вполне благополучно. Кроме исполнения ролей в кино он активно гастролировал, давая сольные концерты, обладал 3-комнатной квартирой в центре столицы, дачей, личным автомобилем.
В изоляторе Борис познакомился, найдя общий язык, с уголовниками, благо, опыт общения с ними у него был. Пока Сичкин находился в тюрьме, дело переквалифицировали в хищения в особо крупных размерах, за которые полагалось весьма серьезное наказание вплоть до расстрела. Его фамилия сразу же была вырезана из титров кинокартин, где он снимался. Поплатился и сын, которому закрыли дорогу в Московскую консерваторию.
Обвинения в адрес артиста не подтвердились, его оправдали. Однако дело закрыли не сразу, продолжая вызывать его к следователю. Естественно, что ни о какой дальнейшей карьере и речи быть не могло. Приглашения на съемки не поступали, как не выдавали и разрешения на концерты.
Эмиграция
В 1979 практически без средств Сичкин вместе со своим семейством отправился искать лучшей жизни за океан. В Соединенных Штатах, чтобы заработать на жизнь, выступал в «злачных местах», перед эмигрантами из России, которых, здороваясь, называл предателями и бандитами. Что интересно, такое приветствие неизменно срывало громкие аплодисменты.
Работу по специальности Борису Моисеевичу помог отыскать актер Олег Видов, эмигрировавший в Америку еще в середине 1980-х. Именно он порекомендовал Сичкина на роль генсека Брежнева в картине «Последние дни», где его и приметил Оливер Стоун. Именитый режиссер предложил актеру такую же роль в фильме «Никсон».
Приезд в Россию
Спустя 15 лет, к середине «лихих» девяностых, Борис Сичкин приехал в Россию, где был с радостью встречен коллегами, которые стали приглашать его сниматься в кино. Он сыграл бродягу в «Бедной Саше» и в еще пару эпизодических ролей. Впрочем, желания оставаться в Москве у него не было. Ведь в США худо-бедно, но все было налажено. Жена Галя помогала мужу в его выступлениях, сын Емельян организовал свой ресторанный бизнес. На родину артист приехал, желая всего-навсего дополнительно заработать.
Последние годы жизни
Последние шесть лет семья Сичкиных проживала в нью-йоркском районе Куинс, где находятся дома для людей, имеющих невысокие доходы. Борис Моисеевич в свои далеко не молодые годы отличался энергичностью, практически не жаловался на недомогание.
Жизнь артиста оборвалась в 22 марта 2002, по иронии судьбы, именно в тот день, когда он был приглашен на роль главаря русской мафии. Немного выпив от радости, он пошел домой. Лифт в доме не работал, и 79-летнему актеру пришлось идти пешком на свой этаж. Его сердце не выдержало нагрузки, Борис Моисеевич скончался от инфаркта. Поначалу он был погребен в Нью-Йорке, но затем останки по настоянию супруги были извлечены и кремированы. В апреле 2008 урну с прахом талантливого актера вывези в Россию, где поместили в колумбарий на Ваганьковском кладбище Москвы.