Этот человек, горячо любивший жизнь и родную землю, был не только талантливым поэтом, но еще и личностью, до конца боровшейся за близкие сердцу идеалы. О его беспримерном подвиге узнали чудом через много лет после его трагической кончины. Это Муса Джалиль – талантливый лирик и глубокий философ.
Этот человек, горячо любивший жизнь и родную землю, был не только талантливым поэтом, но еще и личностью, до конца боровшейся за близкие сердцу идеалы. Довольно продолжительный период правдивая версия биографии поэта, погибшего в страшных тюремных застенках Моабита, была недоступна. Его считали фашистским приспешником, врагом трудового народа. О его беспримерном подвиге узнали чудом через много лет после его трагической кончины. Это Муса Джалиль – талантливый лирик и глубокий философ.
Детские и юношеские годы
Муса, появившийся на свет в феврале 1906, стал шестым ребенком в крестьянском семействе Залиловых, жившим в деревне Мустафино Оренбургской губернии. Его дедушка по матери был муллой, так что мальчику предрекали религиозное поприще. Поначалу все шло по намеченной линии.
В Оренбурге, куда переехала семья, Мусу отдали на обучение в медресе. Однако он сумел получить не только религиозное, но и светское образование. В десятилетнем возрасте начал писать стихи, которые были утрачены. Сохранилось лишь стихотворение под названием «Бәхет» – «Счастье», созданное в 13 лет.
Если б саблю я взял, если б ринулся с ней,
Красный фронт защищая, сметать богачей,
Если б место нашлось мне в шеренге друзей,
Если б саблей лихой я рубил палачей
Обычный крестьянский паренек благодаря пролетарской революции приобрел техническую профессию на рабфаке, вступил в комсомол. Муса искренне проникся идеями социализма, возвратился в родные места, чтобы донести их до своих соотечественников.
Судьба близких также волновала юношу. Ведь его старший брат Ибрахим ушел на гражданскую войну, разразившуюся в Средней Азии, а сестричка Зайнап отправилась учиться в Казань. Так что поддержка Мусы мамы и младшей сестренки была далеко не лишней.
Студенчество и литература
Тяга к литературному творчеству не покидала молодого человека. В 21 год он начал учиться на литературном отделении этнологического факультета МГУ, реорганизованного впоследствии в литературный факультет. Своей рассудительностью и талантом заслужил уважение однокурсников и не только. Товарищем Мусы по комнате был студент юрфака Варлам Шаламов, который затем изобразил его в рассказе «Студент Муса Залилов».
Творческие успехи молодого поэта были налицо. Его стихи, написанные на татарском языке, печатались в центральной прессе.
Ночной простор. Я жгу костер.
Вокруг туман, как море…
Я одинок — простой челнок,
Затерянный в просторе.
Горит бурьян. В густой туман
Он мечет сноп огнистый,
И смутный свет, минутный след,
Дрожит в пустыне мглистой…
По окончании учебы Муса стал заниматься литературной и публицистической работой. В 30 лет заведовал в Казани литературным отделом оперного театра. Молодой литератор переводил на татарский язык классические произведения русских писателей, писал статьи и рецензии. В конце 1930-х стал руководить татарским отделением Союза писателей СССР.
Война
Это страшное слово разорвало жизни многих людей. Не стал исключением и Муса Джалиль, отправившийся на фронт, где его определили в конную разведку. Его литературный талант позволил поэту занять должность политрука Второй Ударной армии, став по совместительству военным корреспондентом. Из-за тяжелого ранения через год Муса попал в плен, а затем был посажен в концлагерь.
Какая вдали земля
Просторная, ненаглядная!
Только моя тюрьма
Темная и смрадная.
В небе птица летит,
Взмывает до облаков она!
А я лежу на полу:
Руки мои закованы.
А вот теперь о том, почему же его долгое время считали предателем. Дело в том, что он оказался в составе немецкого легиона «Идель-Урал». Эту организацию фашисты создали после несостоявшегося блицкрига для ослабления сплоченности советского народа, сыграв на чувствах людей разных национальностей. Немцы привлекали в ее состав образованных людей, чтобы воспитать идейных врагов Советского Союза, которые в дальнейшем должны были вести идеологическую подрывную работу.
Подпольная деятельность Мусы Джалиля
Вступивших в ряды «Идель-Урал» помещали в нормальные условия, хорошо кормили и экипировали. Поначалу узники концлагеря, попавшие в число «избранных», хотели бойкотировать организацию, но потом приняли решение якобы согласиться на все условия, чтобы подрывать ее изнутри. Одним из идейных вождей этого движения сопротивления был Муса Джалиль. Он, прикрываясь культурно-просветительской работой, которую ему поручили вести, отправлялся в концлагеря, где способствовал организации побегов. Зрели у него и глобальные планы восстания. Целый год Муса Джалиль занимался подпольной работой, однако его замыслу не суждено сбыться.
Приговор сегодня объявили:
К смертной казни он приговорен.
Только слезы, что в груди кипели,
Все иссякли… И не плачет он.
Тихо в камере… С ночного неба
Полная луна глядит, грустя.
А бедняга думает, что будет
Сиротой расти его дитя.
Гибель поэта
В августе 1943 его вместе с соратниками по подпольной борьбе арестовали и отправили в застенки берлинской тюрьмы Моабит. Узники, сидевшие вместе с Мусой, впоследствии рассказывали, что он переживал только о том, чтобы на Родине не посчитали его врагом народа. В своих поэтических произведениях, написанных в Моабите, Джалиль излагал свои мысли, чувства, царившие в его душе. Зная, что будет казнен, поэт отдал свои творения соседу по камере, веря, что его песня не умрет.
25 августа 1944 Джалиля казнили на гильотине. Место захоронения мужественного человека и талантливого поэта неизвестно.
Нет, сильны мы — мы найдем дорогу,
Нам ничто не преградит пути.
Нас, идущих к светлой цели, много,
Мы туда не можем не дойти!
Не страшась кровопролитной битвы,
Мы пойдем, как буря, напролом.
Пусть кому-то быть из нас убитым,—
Никому из нас не быть рабом!
Посмертная реабилитация
По окончанию войны в МГБ СССР на Мусу Джалиля было заведено розыскное дело по обвинению в предательстве, а также пособничестве фашистам. Так весной 1947 он стал особо опасным преступником.
Еще в 1946 в татарское отделение Союза писателей был принесен блокнот с 60 стихами Мусы Джалиля. Спустя год из советского консульства в Брюсселе передана вторая тетрадь, которую из Моабита сумел вынести бельгиец Андре Тиммерманс, сидевший в камере с поэтом непосредственно перед его гибелью. Еще две тетради отданы бывшим военнопленным Габбасом Шариповым и татарином Казимом Миршаном. Произведения Мусы Джалиля были переданы в советские компетентные органы: МИД, потом в МГБ и СМЕРШ.
Придет, придет Москва! Нас вызволит Москва
Из темной ямы хищника-урода.
На красном знамени Москвы горят слова:
«Жизнь и свобода».
Главную роль в реабилитации Мусы Джалиля сыграл Константин Симонов, организовавший перевод его творений на русский язык, а также опровергший клевету на талантливого поэта, приведя доказательства его патриотической деятельности в рамках подпольной группы. После статьи Симонова, вышедшей в центральной газете в 1953 году, народ узнал о героической судьбе татарского поэта. Спустя три года Муса Джалиль посмертно стал Героем Советского Союза, а еще через год удостоен Ленинской премии. Широко отметили и 60-летний юбилей татарского мастера поэтического слова на его родине, куда прибыли многие знаменитости.
Творчество
Поэтическое вдохновение посещало Мусу Джалиля с ранних лет. Свои юношеские произведения, наполненные максимализмом, он посвящал революционным событиям, становлению советского государства. Поэтические произведения начала 1930-х пафосны, метафоричны, экспрессивны. В этот же период поэт пишет стихи для детей. Незамысловатые искренние строки из «Случая в подъезде», «Красной ромашки» нравились юным читателям.
Луч поляну осветил
И ромашки разбудил:
Улыбнулись, потянулись,
Меж собой переглянулись.
Ветерок их приласкал,
Лепестки заколыхал,
Их заря умыла чистой
Свежею росой душистой.
Казанский период его творчества отмечен интересом к народным эпическим сказаниям. Под влиянием татарского фольклора появилось либретто к опере «Золотоволосая».
Не молчала муза поэта и в военный период. Стихотворения Мусы Джалиля – единственный источник, откуда можно почерпнуть сведения о чувствах, переживаниях во время его пребывания на фронте, в фашистских застенках. Эмоциональные и искренние творения стали символом стойкости, твердости духа, нежности к детям, верности слову.
Поэт не обошел стороной и тему Холокоста. Пожалуй, самое известное, пробирающие до глубины души его стихотворение «Чулочки».
Их расстреляли на рассвете
Когда еще белела мгла,
Там были женщины и дети
И эта девочка была.
Сперва велели им раздеться,
Затем к обрыву стать спиной,
И вдруг раздался голос детский
Наивный, чистый и живой:
Жестокие военные реалии, боль, пронзающая каждую строчку, характерны для его стихотворения «Варварство». «Письмо из окопа» раскрыло мотивы советских солдат, убивающих врага во имя защиты родной земли и близких людей. В лирических стихотворениях «Без ноги», «Слеза» поэт воспел несокрушимый дух защитников Отечества, преданность любящих женщин.
«Моабитская тетрадь», включающая больше 100 текстов, написана в тюремной обстановке. Творчество помогало Мусе Джалилю укрепить дух, выдержать жесточайшие пытки. В его стихах читатели чувствуют свободу души («Воля»), верность («Прости, Родина!»), духовную мощь («Сила джигита»), жажду жизни («Звонок»). Поэт записывал строчки на клочках бумаге, в молитвеннике, понимая, что его ожидает неизбежная гибель, желая оставить память о себе. Так и случилось. Именно поэтические творения поведали правду о преданном Отечеству, мужественном творце и человеке.