24.11.2024
Люди
👀 36

Александр Пятигорский – философ, который отрицал отрицание

Александр Пятигорский - философ, который отрицал отрицание

Александр Моисеевич Пятигорский оставил после себя настолько необычное научное наследие, что его еще долго предстоит изучать последователям, философам и специалистам, изучающим принципы коммуникативного общения. При жизни он пытался убедить людей, что каждый человек может и должен иметь собственную философию, потому что без этого от любой другой мудрости пользы не будет. Вот такую необычную концепцию продвигал в жизнь Александр Моисеевич Пятигорский – человек, родившийся в СССР, затем эмигрировавший из него, продолживший научную карьеру в Англии.

Александр Пятигорский был выходцем из просвещенной московской семьи, следующей традициям еврейского воспитания. Первым воспитателем мальчика стал родственник – брат дедушки по отцовской линии Ефраим Липович Пятигорский, в дореволюционное время имевший статус купца первой гильдии. Во многом именно благодаря его стараниям Александр получил разностороннее развитие и стал много читать. Добавляли знаний и рассказы о заграничных командировках отца, куда тот часто ездил по служебной надобности как инженер-сталелитейщик.

В 1941 году семья Пятигорских вынужденно покинула столицу, эвакуировавшись в уральский танкоград – город Нижний Тагил. Здесь 12-летний Саша не только получал знания в школе, но и работал на производстве наравне со взрослыми. По окончании войны семья возвратилась в Москву, где Александр завершил школьное обучение и пошел набираться новых знаний на факультете философии в МГУ.

Следующий этап своей жизни молодой человек начал в Сталинграде, преподавая историю в одной из школ. Отработав несколько лет учителем, он понял, что средне учебное заведение сильно ограничивает его потенциальные возможности. Закончив преподавательскую деятельность в школе, он направился не куда-нибудь, а в Институт востоковедения АН СССР. Там в 1957 году его научным руководителем стал Юрий Николаевич Рерих, сын знаменитого ученого, исследователя культуры Востока и талантливого художника Николая Константиновича Рериха. Влияние Юрия Рериха на молодого ученого стало решающим. Уровень его познаний был настолько высок, что не все современники могли понять это. Эластичность мышления знаменитого востоковеда так поразила Пятигорского, что у него стал проявляться интерес к изучению других стран и языков.

Как ученый он начал излагать свои мысли в статьях, а в 1960 году свет увидела и первая его научная книга. Спустя два года после защиты диссертации на тему истории средневековой тамильской литературы Пятницкий получил и первую высокую научную степень – кандидата филологических наук. Уже как знающего и уважаемого ученого в 1963 году его пригласили в местный университет Тартуса для проведения исследований по семиотике. Позднее, это сказалось на его научной карьере. Александр Моисеевич вошел в число основателей Тартуско-московской семиотической школы.

Учитывая факт большой увлеченности Пятигорского восточными философиями, становится понятным, почему догматизм главенствовавшей тогда в Советском Союзе коммунистической идеологии так сковывал полет мыслей ученого. Он просто видел, что подход к философии, науке и культуре не может быть однозначным. Собственное видение научного развития сблизило его с кругами советских диссидентов. Когда те выходили на свои протестные акции, рядом с ними был и Пятигорский.

Александр Пятигорский - философ, который отрицал отрицание

Но что удивительно. Если диссидентов в стране всячески маргинализировали, то в отношении Александра Пятигорского ничего подобного не было. Ему никто не запрещал продолжать заниматься научной работой. Тем не менее, рамки одной страны, пусть даже и очень большой, сковывали полет его научной мысли. Александр Моисеевич принял решение эмигрировать из страны туда, где сможет свободно продвигать свои научные идеи. В 1973 году он получил разрешение на выезд в Западную Европу.

Однако следует отметить, что эмигрантов в СССР не жаловали, и напоследок им старались максимально испортить “настроение”. Так случилось и с Пятигорским. Один из таможенников, впав в раж, демонстративно начал распаковывать чемодан ученого, копаясь в его содержимом, да еще и на публику комментируя увиденное. Философ стоически молчал, но после окончания процедуры, слишком увлекшемуся таможеннику он сказал короткую, но емкую фразу, которая вошла в историю: «Благодарю вас, молодой человек. Вы значительно облегчили мне прощание с родиной».

Поначалу Пятигорский приехал в ФРГ. Однако там задержался ненадолго, и вскоре уехал в столицу Британии Лондон, где и прожил до конца жизни. В Туманном Альбионе его талант смог раскрыться максимально. Он активно писал, участвовал в радиопередачах и телешоу, в которых знакомил слушателей и зрителей со своими идеями. В этот период издавались многочисленные научные монографии Пятигорского. Но и это еще не все.

Под влиянием Юрия Николаевича Рериха Александр Моисеевич страстно влюбился в Индию и Тибет. Эта любовь привела к тому, что ученый уверенно овладел санскритом и некоторыми наречиями Тибета. В Лондонском университете оценили это, доверив ему переводить индуистские и буддистские священные тексты. Данная работа значительно расширила кругозор ученого, что это отразилось на качестве и тематике его лекций перед студентами. Своим слушателям он внушал мысль, что буддизм очень близок к науке, чего современный человек, увлеченный материальным миром, к сожалению, не замечает. За свою работу в Лондонском университете Пятигорский получил звание профессора.

В конкурсе на лучшую книгу Института философии РАН за 2007—2009 год книга «Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке» Мераба Мамардашвили и Александра Пятигорского заняла первое место в номинации «Издание философской классики»

Под конец жизни ученый смог побывать и в родной для себя Москве. Здесь он прочел ряд лекций по политической философии, выступил на телевидении и даже давал интервью для печатных СМИ. Интересно, что мимо столь нетривиального ученого не смогли пройти и кинематографисты. Он принял участие в съемках нескольких документальных лент, получил эпизодическую роль в игровом фильме «Охота на бабочек», снятого Отаром Иоселиани. Кстати, работая с этим грузинским режиссером, Пятигорский и закончил жизнь. В октябре 2009 года он начал сотрудничество с ним в фильме «Шантрапа», но 29 октября его сердце не выдержало.

Текстовая модель коммуникации А.М. Пятигорского осмысливает коммуникацию человека с собой и другими, которую он осуществляет через текст. Согласно модели Пятигорского, коммуникация осуществляется в определенной коммуникативной ситуации при взаимосвязи с другими лицами. Текст создается субъективной ситуацией, а воспринимается в зависимости от времени и места в множестве объективных ситуаций. Пятигорский прослеживает взаимодействие категорий времени и пространства с текстом. Он утверждает, что для письма время функционально не значимо; наоборот, основная черта письма – предельное сжатие времени. В идеале –это пространственное явление, при котором временем можно пренебречь (пример: телеграмма).

В модели А. Пятигорского особое значение придается наблюдателю. Только при наличии наблюдателя возникает семиотическая ситуация. Знак рассматривается как составляющая процесса интерпретации: он представлен не в самом объекте, а в процедуре интерпретации и культуре наблюдателя. Так, объективная сторона знака проявляется через внешнего наблюдателя.

Приглашаем в наш телеграм: Мой Израиль

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *