Ее нельзя было назвать красавицей. Но отсутствие внешней привлекательности компенсировалось жизнерадостностью и умением стойко преодолевать любые трудности. Эта женщина совершила подвиг, сохранив архив Осипа Эмильевича Мандельштама.
Она приложила массу усилий, чтобы обнародовать подробности его жизненного пути и гибели. Надежда Мандельштам пережила своего супруга на 43 года, сделав очень многое для сохранения памяти о великом русском поэте «серебряного века». Надежда верила, что со своим «Оськой» они обязательно будут вместе в лучшем из миров.
Встреча и симпатия с первого взгляда
Знакомство Осипа и Надежды состоялось в первый майский день тревожного 1919 в киевском клубе с необычным названием «Х.Л.А.М», в котором любили собираться творческие люди.
Не спрашивай: ты знаешь,
Что нежность безотчетна
И как ты называешь
Мой трепет — все равно;
И для чего признанье,
Когда бесповоротно
Мое существованье
Тобою решено?
Осип, едва войдя в заведение, увидел девушку, которая, несмотря на свою хрупкость, имела дерзкий и независимый вид. Ею была Надежда Хазина. К тому времени она уже успела разочароваться в профессии юриста и уйти с юридического факультета университета. Девушка приняла решение посвятить свою жизнь искусству, поэтому стала ученицей художницы Александры Экстер, имевшей собственную мастерскую.
20-летняя Надежда и 28-летний Осип в этот потрясающий майский вечер практически мгновенно ощутили взаимную симпатию, сойдясь «легко и бездумно». Так впоследствии, вспоминая их первую встречу, напишет Надежда Яковлевна.
На следующий день, второго мая, молодые люди, купив два незатейливых обручальных колечка, решили быть вместе. Счастье продлилось до августа, когда Осипу пришлось покинуть Киев. Уезжая из города, он дал обещание возвратиться за Наденькой. А потом в письмах именовал ее своей радостью, мечтая о встрече.
Однако прошло полтора года, прежде чем Осип и Надежда воссоединились. Случилось это девятого марта 1922 года, когда молодые люди поженились.
Проверка любовью
Жизнь четы Мандельштам не отличалась простотой. Легкомысленная Наденька жаждала постоянного праздника и ощущения счастья. Однако у Осипа на сей счет было свое понимание жизни, поэтому он и спрашивал у своей супруги о том, кто это сказал ей, что счастье должно постоянно присутствовать в ее жизни. Он диктовал ей сочиненные стихотворения. Она старалась старательно их записывать и не роптать. Молодожены оказались неприспособленными к трудностям быта. Правда, это их не особо угнетало. Как это ни странно, но Надя приспособилась к обстоятельствам. Она, как могла, создавала уют в доме, где не было практически ничего. Проявила и свои кулинарные способности: научилась печь изумительные пирожки.
Известно, что творческие личности часто позволяют себе, даже будучи женатыми, увлекаться другими представительницами прекрасного пола. Осип Мандельштам не был исключением. Надежда до поры до времени боролась с ревностными чувствами, но все же в какой-то момент, не выдержав, решила уйти. В тот период «увлечением» поэта была Ольга Ваксель, именовавшаяся среди близких «Лютик». Тогда-то к Осипу пришло осознание, что он может в один миг лишиться дорогой ему женщины.
Жизнь продолжалась. Надежда занималась редактированием текстов, Осип – переводами поэтических произведений зарубежных поэтов. Горе пришло в их дом в 1934. На Мандельштама отправили донос в «органы», сообщив о написании им антисталинской эпиграммы. Кстати, ее слышали всего-то полтора десятка человек, но кто-то из них оказался сексотом.
В ночь на 17 мая этого года поэт был арестован, а затем отправлен в городок Чердынь Пермского края в трехлетнюю ссылку. Надежда Яковлевна последовала за своим супругом. В июне 1934 семейной паре было дано разрешение выбрать из предложенного перечня населенный пункт для проживания. Выбор пал на Воронеж. Надежде на новом месте снова пришлось налаживать быт, скрашивая их существование и безропотно терпя нужду. Мандельштам продолжал творить. Здесь он создал знаменитый цикл «Воронежские тетради». А его Надя, как и прежде, старательно переписывала стихотворения поэта.
Срок ссылки закончился. Пара в мае 1937 возвратилась в Москву. Однако на этом испытания не завершились. Даже года не прошло, как поэт за «похабные и клеветнические» стихи снова подвергся аресту. Это опять была майская ночь с первого на второе число. Приговор оказался более суровым: пять лет лагерей. Надежде Яковлевне не дали разрешения даже попрощаться с супругом, которого она больше не видела. Последнее письмо, адресованное брату и жене, поэт послал с Дальнего Востока, куда его отправили этапом. В конце декабря 1938 Осип Эмильевич скончался от паралича сердца и артериосклероза. Захоронение Мандельштама вместе с другими заключенными произошло весной 1939 в братской могиле, точное местонахождение которой неизвестно.
Женщина, которая победила время
После кончины супруга Надежда Яковлевна в течение многих лет из-за опасности ареста меняла места жительства. Всей ее поклажей был небольшой чемоданчик с необходимыми вещами и стихами мужа. Она, нигде надолго не останавливаясь, часто просто уезжала в неизвестном направлении. Надежда Яковлевна во избежание утраты архива практически все произведения Осипа Мандельштама в стихах и прозе выучила наизусть.
Она постоянно училась, пополняя свои знания. В Ташкенте сдала экстерном экзамены в университете, преподавала иностранные языки в Калинине, Ульяновске, Чебоксарах, Чите, в Тарусе. Мандельштам изъездила полстраны. Только в конце 1965 возвратилась в Москву. В этом ей посодействовала Фрида Вигдорова. Поселившись в скромной однокомнатной квартире на улице Большая Черемушкинская, принимала у себя множество людей. Надежда Яковлевна никогда не изменяла себе самой, оставаясь, пусть и постаревшей, но все такой же дерзкой девчонкой, какой была в 1920-е годы. Ее не сломили ни тяжелые жизненные испытания, ни смерть любимого человека. Надежда Яковлевна, как в юности, словно бросала вызов тому несовершенному миру, который ее окружал.
Вдова поэта всегда находилась среди множества молодых людей, творческой интеллигенции. Общение с ней, ее замечательная речь притягивали окружающих. Надежда Яковлевна была честна, прежде всего, перед собой. Люди, которые не нравились ей, даже приведенные знакомыми, в ее доме не задерживались.
В 1970 в Нью-Йорке были изданы «Воспоминания» вдовы поэта. Позднее увидели свет другие книги, которые принесли Надежде Мандельштам большую известность. Правда, саму женщину литературная слава волновала меньше всего. Она относилась к ней весьма иронично. На закате жизни Надежда Яковлевна часто повторяла, что при встрече с «Оськой» (так она ласково называла супруга) ей не миновать оплеухи за дерзость называться писательницей.
Ее не тяготили прожитые годы, которые она вспоминала с удивительной легкостью, не пытаясь выглядеть жертвой. Но щемящее чувство одиночества, особенно остро ощущаемое во время скитаний, присутствовало в ее жизни. Об этом свидетельствует история, которую Надежда Яковлевна поведала искусствоведу Елене Муриной. Было время, когда живя в одной из своих коморок, женщина приручила двух мышат, скрашивавших ее одинокое существование, «танцуя вокруг крошек хлеба».
Порой знакомые, которые оставались у нее на ночлег, слышали ее страшные крики во время сна. Вдова поэта до последнего часа не сумела побороть ночные страхи ожидания ночных приходов незваных «гостей».
Высшими и единственными авторитетами женщины были Господь Бог и ее супруг Осип Мандельштам. Надежда Яковлевна не изменяла своей привычке курить папиросы. А еще она не стеснялась досаждать вопросами, заставляющими, краснея, приходить в смущение. Вдова поэта не желала походить на кого бы то ни было. От нее никогда не слышали жалоб на жизненные тяготы и болезни. Даже в старости женщина не позволяла себе этого. Она просто жила, принимая свою судьбу такой, как есть. Для вдовы поэта существовало лишь одно беспокойство: сберечь наследие любимого человека и талантливого творца. Надежда Яковлевна торопилась поделиться своими воспоминаниями о нем. Главной мечтой ее жизни было воссоединение с супругом в лучшем из миров. В конце декабря 1980 завершился земной путь этой неординарной женщины, которая отошла в мир иной, где должна встретить своего любимого человека.