22.12.2024

Элен Берр – «французская Анна Франк»

Элен Берр - «французская Анна Франк»

Эту юную красивую еврейку, жившую в Париже, знают в мире благодаря дневнику, который она вела в 1942-1944 годах во время оккупации фашистами Франции. Элену Берр называют «французской Анной Франк», она безукоризненно фиксировала в нем свои мысли, чувства и, главное, события.

Обо всем по порядку

Девочка родилась 27 марта 1921 в столице Франции в интеллигентной еврейской семье, довольно давно проживавшей в этой стране. Росла творческим человеком: играла на скрипке, любила литературу, много читала. До Второй мировой успела окончить лицей, получив два аттестата с ориентацией на «латинские языки и на «философию». А далее в начале 1940-х было обучение в Сорбонне. Одаренная девушка специализировалась на английском языке и литературе, защитив научную работу, связанную с интерпретацией римской истории Уильямом Шекспиром. Планов у Элен было много. Она планировала заняться большой наукой, приняв участие в конкурсе «агрегасьон», который открывал туда путь. Однако совершить задуманное не удалось из-за принятых осенью 1942 антисемитских законов Виши. Берр продолжала заниматься гуманитарными науками и даже отправила заявку на разрешение написания диссертации об эллинских мотивах у английского поэта Джона Китса.

Элен Берр - «французская Анна Франк»

Впрочем, насыщенная внутренняя жизнь молодой особы не могла в полной мере оградить ее от внешней тяжелой действительности. Да она этого и сама не желала, участвуя вместе со старшей сестрой Дениз, начиная с 1941 года, в деятельности подпольной организации, спасавшей еврейских детей, родители которых были арестованы, вывозили их в безопасные места, обеспечивали нужными вещами.

Летом 1942 беда настигла и семейство Берр, главу которого Раймона отправили в нацистский концлагерь Дранси. Благодаря тому, что отец Элен был вице-президентом при гендиректоре химических предприятий Кульмана, имевших огромное значение для экономики страны, содействию администрации и большому денежному залогу, он был освобожден. Но перед ним было поставлено условие – трудиться лишь в домашних условиях, избегая общественных контактов. Это был сигнал и остальным членам семьи: соблюдать особую осторожность. Было принято решение не появляться в квартире и не ночевать в ней. Друзей для этого хватало, но дом манил их к себе. Поскитавшись довольно длительное время, члены семейства Берр седьмого марта 1944 все-таки собрались в своем жилище, решив побыть эту ночь вместе. Данное решение стало фатальным. На рассвете очередного дня всех арестовали. Элен с отцом и мамой депортировали в концлагерь Дранси. Затем девушку отправили в Освенцим. Было это по злой воле судьбы в день ее рождения 27 марта.

Элен Берр - «французская Анна Франк»

Мать Антуанетта погибла в газовой камере в мае 1944, отец скончался во время операции врачом-антисемитом в начале осени того же года. Элен ненадолго пережила родителей. В январе 1945 она находилась еще в Освенциме, откуда маршем смерти вместе с другими заключенными была отправлена в Берген-Бельзен. Девушка дошла до концлагеря, но жить у нее не было сил, к тому же она заразилась тифом. Элен ушла из жизни в апреле 1945, не дожив всего лишь нескольких дней до своего освобождения.

Дневниковые записи

Девушка начала вести их седьмого апреля 1942. Тогда ей было 21. Поначалу в них не было ужасов войны и ксенофобии. Записи поражали необыкновенной любовью к жизни, отражавшейся в описаниях солнечных лучей, проникающих сквозь зеленую листву, насекомых, цветов, в которых девушка видела гармонию звуков и красок. Красота природы близ Парижа, в местечке Обержанвиль, чувства к юноше Жерару, к друзьям – такими были темы ее записей. Из них можно узнать, что значительная часть жизни девушки состояла из чтения и обдумывания книг, игры на скрипке, слушания музыкальных произведений.

Записи Элен пестрят многочисленными литературными цитатами, авторами которых являлись Шекспир, Китс, Кэрролл. Война же в них возникала поначалу изредка, да и то, словно дурной сон. Однако постепенно Берр начала осмысливать ситуацию. Так появились сообщения о нашивках с желтой звездой, которые евреи обязаны носить, объявлениях о запрещении бывать в общественных парках, об оскорблениях, арестах друзей и родственников.

Элен Берр - «французская Анна Франк»

Акции против еврейского населения становились жесткими и весьма болезненными. Правда, общественности об этом практически не сообщалось. Элен также поначалу не могла понять, зачем женщин и детей отправляли в концлагеря. Постепенно страха перед будущим в ее записях становилось все больше, а ощущения полноты жизни – меньше. Поразительны строки, написанные в начале лета 1942, когда девушке в первый раз приказали нашить на одежду желтую звезду. Здесь и внутренний протест, и отражение реагирования знакомых на этот знак, и поездка в метрополитене, когда контролер отправил ее в особый вагон, предназначенный для евреев. В дневнике переданы сведения, которые были получены девушкой от изгнанных евреев, рассказавших Элен о жестоких планах нацистов. Одним из последних зафиксирован разговор с бывшим военнопленным. Последняя запись, датированная 15 февраля 1944, является словами из шекспировского «Макбета»: «Ужас! Ужас! Ужас!».

Есть здесь и отражение влюбленности в Жана Моравецки, ответившего Элен взаимностью. Их знакомство состоялось в Сорбонне поздней осенью 1941. Чувства вспыхнули очень быстро, однако спустя год юноша уехал из Парижа со жгучим желанием влиться в антифашистское движение «Свободная Франция». Он сражался с нацистами, в том числе и на своей родной земле, закончил воевать в Германии в 1945. Впоследствии Жан получил дневник своей возлюбленной, который передал ему родной брат Элен.

Элен Берр - «французская Анна Франк»

Впрочем, личные записи, предназначенные для Моравецки, явились неотъемлемой частью семейного архива Берр благодаря машинописным копиям, которые сделал один из работников Кульмана. Подлинник же и письмо, которое датировано днем ареста, в 2002 передала в Центр Современной Еврейской Документации, расположенный на парижской улице Жофруа Ланье, 17, Мариэтта Жоб (дочь Денизы). В этом месте существует постоянная экспозиция под названием «Мемориал Холокоста, где и можно увидеть эти уникальные экспонаты.

«Дневник» Элен Берр с предисловием будущего лауреата Нобелевской премии Патрика Модиано опубликовали во Франции в 2008. Тогда это стало настоящим событием в литературной и общественной жизни страны. Сейчас данные записи изданы на 30 языках мира.

Элен Берр - «французская Анна Франк»

Рукопись не стала бы полноценной книгой, не прояви настойчивость племянница Элен Мариэтта Жоб, которая с детских лет знала о существовании дневника от своей мамы Денизы, бывшей свидетельницей описанных в нем событий. В пятнадцатилетнем возрасте она прочитала записи в первый раз, а потом много раз к ним возвращалась. Став взрослой, Мариэтта посчитала своим долгом сделать все для того, чтобы дневник ее тетушки прочло как можно больше людей. Это дело стало целью ее существования, по ее словам, вопросом жизни и смерти.

Сейчас благодаря общеизвестности «Дневника» Элен Берр стали называть «французской Анной Франк». Без сомнения, сходство между записями двух еврейских девушек налицо. Они даже приняли мученическую смерть в одном и том же лагере. Но главная общность «Дневников» Анны и Элен – это напоминание людям о том, что в основе антисемитизма и варварства лежит античеловечность.

Приглашаем в наш телеграм: Мой Израиль

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *