Этот человек во время Великой Отечественной проявил себя как отважный боец и отличный офицер, обладающий незаурядным стратегическим талантом, хотя в мирной жизни был кабинетным ученым.
Он, обладая твердым характером, блестящим умом и личным благородством, прославился как самоотверженный воин и выдающийся научный деятель, который был всегда готов защищать честь страны и науки. Это Иосиф Абрамович Рапопорт.
Начало научной деятельности
Он увидел свет весной 1912 в еврейской семье, жившей в Чернигове. Увлекался естественными науками, поэтому и получал образование сначала в Агрономическом техникуме, а затем на биофаке Ленинградского госуниверситета. Будучи второкурсником, увлекся генетикой – молодой, бурно развивающейся отраслью науки. Защитив диплом, стал аспирантом Московского института экспериментальной биологии. Научным руководителем Иосифа в те времена был Николай Кольцов, ученый с поистине энциклопедическими знаниями, а главное – бескомпромиссный борец за правду.
В конце 1930-х Рапопорт, работая в Институте экспериментальной биологии, стал авторитетным научным сотрудником. Владение английским, немецким, итальянским, французским языками позволяло ему читать научные труды и статьи, приходящие из-за рубежа. Ученый занимался проблемой влияния на гены химических веществ. Его целью была разработка инструмента «точечного» химического вмешательство в гены для повышения урожайности сельхозкультур. Это было весьма актуально для того времени, когда голод охватывал многие российские регионы. Диссертация к лету 1941 была готова. Однако ее защите помешала начавшаяся война.
Участие в Великой Отечественной
Сразу же после ее объявления Иосиф Абрамович пошел в военкомат. Окончив 3-месячные командирские курсы, он отправился на фронт. Уже осенью 1941 Рапопорт командовал стрелковым батальоном в Крыму. Для него эта оборонительная операция завершилась тяжелым ранением с последующим лечением в госпитале.
В1942 он практически целый год находился на Кавказском фронте и в Иране. К тому времени Рапопорт уже приобрел репутацию грамотного офицера, поэтому в декабре 1942 был направлен на ускоренные курсы в Военную академию имени Фрунзе. В Москве случайно встретившиеся коллеги – генетики организовали ему в столичном университете защиту диссертации. Так что на фронт возвратился не только капитан, но и доктор биологических наук Рапопорт. Он мог бы остаться в тылу и заниматься преподавательской деятельностью, но шла война, и своим долгом офицер считал защиту Родины.
Осенью 1943 во время освобождения Украины начштаба полка Рапопорт, несмотря на риск попадания под трибунал, самостоятельно изменил неудачный, с его точки зрения, план переброски сил. Советские солдаты пересекли Днепр и захватили плацдарм противника практически без потерь. Так случилось, что дивизии Рапопорта, не по его вине, грозило окружение опомнившимися фашистами. Комдив сбежал, бросив подчиненных. А Иосиф Абрамович, взяв инициативу в свои руки, вывел бойцов из окружения с оружием и ранеными. Более 30 человек, и комдив в том числе, получили за взятие плацдарма звание Героев Советского Союза, а вот Рапопорт нет. Дело в том, что он заехал кулаком по лицу трусливому командиру, а тот добился, чтобы начштаба не дали золотую звезду Героя.
В 1944 Рапопорт в составе стрелкового корпуса освобождал земли Украины, Молдавии, уничтожал противника в Венгрии, Румынии. Соратники вспоминали его как уникального офицера, разрабатывавшего стратегические планы воинских операций, смело атаковавшего немецкие траншеи, участвующего в ночных вылазках в разведывательных целях. Именно Рапопорту принадлежит разработка и проведение операции по взятию и удержанию венгерского городка на пути к Будапешту, которая впоследствии вошла в военные учебники. Правда, и на сей раз звезду Героя ему не дали, потому что легендарная операция была проведена самостоятельно, без учета мнения командования.
После взятия Вены Рапопорт встал во главе передового отряда Седьмой гвардейской воздушно-десантной дивизии, которому поручили выйти на соединение с американскими войсками, пройдя через отступающую фашистскую армию. Офицер принял решение не таиться и пройти через позиции противника быстро и с поднятыми флагами. Ошарашенные наглостью русских, фашисты, не сопротивляясь и не препятствуя продвижению отряда, расступались перед советскими воинами расходящимися волнами.
Одноглазый комбат стал настоящим укротителем «Тигров» – красы и гордости германской армии. Он, постучав рукояткой пистолета по броне одного из танков, на чистом немецком языке посоветовал экипажу не мешать движению. Исполнение последовало незамедлительно.
Восьмого мая 1945 советский отряд под командованием Рапопорта, преодолев более 80 км, захватив несколько населенных пунктов, взяв в плен 35000 немцев, достиг позиций союзников. Там их радушно встретил командир танковой дивизии американцев, оказавшийся бывшим студентом Висконсинского университета. За бесстрашный рейд офицера наградили орденом «Легион Почета», но и в этом случае звезду Героя получил кто-то другой.
Майор Рапопорт завершил войну командиром Первого батальона Седьмой гвардейской воздушно-десантной дивизии. Его боевые заслуги оценены орденами и медалями.
Послевоенная деятельность
Летом 1945 Иосиф Абрамович, возвратившись в «кольцовский институт», продолжил довоенные исследования. Совсем скоро благодаря деятельности ученого появилось отдельное, очень важное с точки зрения практики направление генетики – химический мутагенез. Спустя два года при помощи химических мутагенов он создал штаммы микроорганизмов, дающие антибиотики. Впоследствии ученый в содружестве с агрономами разработал порядка 400 высокоурожайных сортов сельскохозяйственных растений.
Дальнейшие исследования талантливого научного деятеля в 1948 прервались. Причиной этого была финальная атака на генетиков, нападки на которых были предприняты еще в 1930-е группировкой биологов, руководимой академиком Лысенко. Тогда данное направление называли идеологически чуждым и даже сравнивали с расовой нацистской теорией.
Возобновление нападок привело к тому, что многие из генетиков переметнулись к «лысенковцам». Бескомпромиссный Рапопорт отступать не привык. Он открыто называл пособников Лысенко мошенниками. Протест ученого не прошел без внимания. Ему запретили заниматься наукой. Практически десятилетие Рапопорт зарабатывал себе на жизнь, участвуя в геологических и палеонтологических экспедициях. И здесь он проявил свои незаурядные способности, разработав способ определения нефтеносных пластов, доныне используемых геологами. Рапопорта даже представили к степени кандидата геологических наук, но узнав, кто он есть «на самом деле», удалили и оттуда. Только в 1957 Иосиф Абрамович возвратился к научным исследованиям в Институте химической физики по приглашению его руководителя академика Семенова. Рапопорт создал там свой отдел и продолжил трудиться вместе с сотрудниками над решением проблемы химического мутагенеза. В 1962 ученого представили к получению Нобелевской премии. Советское правительство поставило ему условие: раскаяться в ошибках и восстановиться в компартии. Рапопорт ответил отказом. Так мимо выдающегося ученого «пролетела» и Нобелевская премия.
Признание
В конце 1970-х Рапопорта избрали членкором АН, стали награждать орденами, а в 1984 дали Ленинскую премию, которую он после получения разделил поровну между сотрудниками своей лаборатории. В 1990 стал Героем Социалистического Труда. В конце того же года трагическая гибель под колесами грузовика прервала жизнь выдающегося ученого и настоящего Человека.