Эта система идей является одной из самых обсуждаемых в рамках мировых конспирологических теорий. Тема продолжает активно обсуждаться в печатных и электронных СМИ. В общественных дискуссиях часто затрагиваются вопросы о существовании тайных обществ, которые якобы оказывают влияние на мировые события. Одной из таких теорий является теория масонского заговора.
Сторонники этой теории считают, что масонство оставило свой след со Средних веков, влияя на многие значимые исторические события. Согласно этой теории, существует тайное сообщество, связанное с масонством, которое стремится к установлению глобальной власти.
Недоверие к масонству как социальному явлению появилось в XVIII веке. Историк Дуглас Смит отмечает, что в России отрицательное отношение к масонству стало проявляться практически сразу же после появления первых лож.
Подозрения в отношении масонства возникли во многом из-за политической активности его членов. Например, императрица Елизавета списывала некоторые неудачи российской империи на влияние иностранных масонов. Несмотря на отсутствие доказательств, слухи о масонских интригах продолжали распространяться.
Некоторые влиятельные люди, поддерживавшие Анну Иоанновну, подвергались критике за их связи с масонством и обвинялись в неверности русскому народу. Также масонам приписывали связи с оккультными практиками и интерес к каббалистической литературе, что вызвало дальнейшие подозрения в их отношении.
Во Франции аббат Огюстен Баррюэль в своем труде «Мемуары об истории якобинства», опубликованном в 1792 году, утверждал, что масоны, евреи и иллюминаты стремились к свержению монархий и уменьшению роли церкви в обществе. Он обвинял их в том, что они стали инициаторами Французской революции.
Российский император Николай I также получал доносы на масонов, и историк С. Дудаков утверждает, что именно эти документы оказали влияние на создание знаменитого поддельного документа — «Протоколов сионских мудрецов», который был дискредитирован как фальшивка.
Конспирологические идеи, связывающие евреев и масонов, также фигурировали в политических дебатах во Франции, особенно во время дела Дрейфуса. Влияние еврейских банковских и промышленных династий, таких как Ротшильды, и членство политиков в масонских ложах добавляло масла в огонь этих теорий.
Французский писатель Лео Таксиль распространил вымышленную историю о масонской организации, но позже публично признал, что его работы были мистификацией.
Идеи масонского заговора оставались популярными в дореволюционной России, среди эмигрантов и в других странах, таких как фашистская Германия и франкистская Испания. В наши дни подобные теории часто используются радикальными группами в политических целях, хотя никаких документальных доказательств существования таких заговоров до сих пор не представлено.
Тема тайных обществ также часто появляется в художественной литературе. Например, в книгах американского писателя Дэна Брауна и произведениях Умберто Эко рассматриваются вопросы конспирологических теорий и тайных масонских сообществ.