Этот взрыв в Иерусалиме стал вторым в серии кровавых терактов, направленных на срыв провозглашения на землях Палестины независимого государства Израиль. Он привел к гибели 12 человек, среди которых оказался председатель еврейской организации «Керен ха-Йесод», поэт и переводчик Арье-Лейб Яффе, и ранению еще более чем 50. Всего же в обоих терактах тогда погибло 70 граждан города, и в разы больше искалечено.
Однако не простые горожане были, по всей видимости, основной целью заговорщиков. Эта кровавая акция произошла у здания штаб-квартиры Еврейского агентства, в котором располагался рабочий кабинет будущего премьер-министра Израиля Бен-Гуриона. Если бы все произошло так, как задумывали террористы, провозглашение государства Израиль с большой долей вероятности было бы на некоторое время отложено.
Все произошла 11 марта 1948 года между 9 и 10 часами утра. На улицу Кинг Джордж к зданию, в котором базировалась штаб-квартира Еврейского агентства подкатил автомобиль «Форд» серого цвета. Бойцам «Хаганы», осуществлявшим охрану здания, эта машина была хорошо знакома. Она принадлежала американскому консульству, находящемуся в Иерусалиме. Водитель автомобиля также был известен охранникам. Им был некто Антуан Дауд – араб-христианин, работавший при консульстве водителем.
Дауд часто выполнял специфические операции, тайно поставляя оружие еврейским ополченцам. И в этот раз Дауд заявил, что привез заказанный бойцами «Хаганы» ручной пулемет «Брен». Для передачи оружия и сохранения тайны операции он попросил разрешения заехать во двор здания, на что охрана охотно согласилась. Машина въехала во двор и была припаркована рядом с окнами казначейства Еврейского агентства – организации «Керен ха-Йесод», над которым на следующем этаже располагался рабочий кабинет руководителя ишува Эрец Исраэль Давида Бен-Гуриона.
Однако, зная видимую часть деятельности Антуана и кое-что из не афишируемого, бойцы «Хаганы» не ведали главного: Дауд сотрудничал с Абд аль-Кадиром Эль-Хусейни, являвшимся командиром вооруженных арабских формирований в районе Иерусалима. И на этот раз у него было особое задание. Его машина была до отказа заполнена пакетами, завернутыми в коричневую оберточную бумагу. Охране агентства они были представлены как подарки для работников консульства, которые Дауд только что получил на почте. На самом деле это было нечто иное.
После процесса передачи и проверки пулемета представитель «Хаганы» отправился за деньгами. В ожидании оговоренной суммы Дауд попросил разрешения выйти на улицу, чтобы купить свежих газет. Однако выйдя туда, он быстро слился с толпой, миновал британский контрольно-пропускной пункт, установленный при въезде на улицу Кинг Джордж, и исчез. Некоторое время охрана агентства реагировала на отсутствие Дауда спокойно, однако спустя четверть часа начала проявлять беспокойство.
Бойцы вызвали руководителя охраны, которым на тот момент был Хаим Гур-Арье. Тот пришел и начал осматривать оставшийся бесхозным «Форд». Приняв решение отодвинуть автомобиль подальше от окон здания, он снял его с ручного тормоза. В этот момент произошел мощнейший взрыв, мгновенно убивший как самого руководителя охраны, так и нескольких его сослуживцев, находившихся рядом. Мало того, мощная взрывная волна снесла внешнюю стену здания прямо напротив офиса «Керен ха-Йесод» и кабинета Бен-Гуриона. В здании моментально возник пожар.
Оставшиеся в живых сотрудники охраны бросились гасить пламя и выносить раненых. К месту взрыва срочно прибыли британские военные, однако еврейскими бойцами они были встречены крайне недоброжелательно. После того как пожар был потушен и разобраны завалы после взрыва выяснились масштабы произошедшего события. Погибли 12 человек. Ту или иную степень ранения получили свыше 50 человек. К счастью, сам Давид Бен-Гурион в момент взрыва в своем кабинете отсутствовал, поэтому не пострадал во время теракта.
Однако среди погибших был обнаружен видный деятель «Керен ха-Йесод» Арье-Лейб Яффе. Этот человек родился на территории Российской империи в 1876 году в городе Гродно, сейчас находящемся в независимой Беларуси. Первичное обучение он прошел в Воложинской йешиве, известной тем, что в ней обучался ряд людей, ставших впоследствии видными раввинами и бизнесменами. Став совершеннолетним, Яффе отправился изучать философию в Германию. В этот же период он впервые приобщился к литературе, начав писать стихи на русском языке. Впоследствии у него на родине в Гродно из этих сочинений был составлен и издан поэтический сборник «Грядущее». Впоследствии Яффе много занимался переводческой деятельностью, а затем, переехав в Москву, начал работать в издательстве «Сафрут», став его главным редактором.
Параллельно с творческой деятельностью Яффе активно занимался политикой. Начиная с 1906 года, он участвовал в сионистском движении, продвинувшись к 1917 году до секретаря сионистской организации Москвы. Начиная с 1920, он стал постоянно жить в Палестине, работая в газете «Ха Арец». В 1926 был назначен руководителем «Керен ха-Йесод» и возглавлял его до конца жизни.
Так благодаря трагическому стечению обстоятельств был убит журналист, поэт и переводчик Арье-Лейб Яффе. А вот видный сионистский деятель Давид Бен-Гурион остался жив. Очень скоро он стал первым министром возрожденной страны, которая со временем вошла в число наиболее развитых государств мира.