Иисус из Назарета занимает первые места в перечнях наиболее авторитетных личностей в мировой истории.
Однако ее беспристрастное и логическое исследование дало возможность признать, что для евреев идеал Моисея был более значимым. Введенные им обычаи позволили выделить данный народ и стать базой для 3 самых весомых монотеистических религиозных учений – христианского, исламского, иудаистского.
Сложно правдиво описать биографию Иисуса, т.к. все источники информации были написаны через десятки, а то и сотни лет после его жизни. Мы попытаемся беспристрастно разобраться в его нравоучениях и какою роль он сыграл в мировой истории.
И христиане, и мусульмане признают многие заветы Иисуса, содержащие вечные истины, а также демонстрирующие высокие моральные нормы. Образ Спасителя и его идеи явились источником вдохновения для создания замечательных произведений искусства. Однако человечество в течение столетий, начав с губительной дикости крестоносцев, часто отказывалось от исполнения его мудрых и милосердных уроков нравственности.
Однако существует и множество примечательных примеров выполнения заветов Иисуса. К ним можно отнести отмену рабства в период гражданского противостояния в Америке, защита евреев во время Холокоста, когда добродетельные христиане рисковали своими жизнями во имя этого благородного дела, уход за больной матерью Терезой в Калькутте и другие подобные факты.
Следует отметить, что идеи пацифизма Спасителя также оказали позитивное влияние на широкий круг верующих, относящихся к различным религиям. Завет Иисуса «подставь другую щеку» считается первым важнейшим примером пацифизма истории западной цивилизации.
Однако жизнь часто диктует свои законы. В ней порой складываются такие обстоятельства, когда агрессия останавливается лишь с помощью оружия. Примером этому является террор нацистов, перед которым христианское миролюбие оказалось бессильным. Дух ненасилия, который проповедовал Сын Божий, все же сумел воскреснуть в период деятельности Махатмы Ганди, Мартина Лютера Кинга-младшего. Однако следует признать, что сопротивляться власти тирана без насилия можно лишь в отдельных случаях и только обществе, основе которого лежит справедливость.
Следование за Иисусовой проповедью мира спасло бы европейские страны от жестоких межрелигиозных войн, сотрясавших ее в течение столетий.
Но история хранит недобрую память о многих преступлениях: геноциде евреев крестоносцами по пути в Святую землю, изгнании либо сжигании атеистов испанцами в период инквизиции, грабеже ими жителей Нового Света, борьбе французских католиков с английскими протестантами. Величайшими потрясениями для человечества были захватнические военные походы Наполеона Бонапарта, уничтожение фашистами миллионов невинных людей. Не утихают локальные жестокие войны в современном мире: на Балканах, в Афганистане, Сирии, на Украине.
Казалось бы, что учение Иисуса опровергается теми кровавыми бойнями, без которых не проходило ни одно столетие человеческой истории. Особенно это касается уничтожения еврейского народа во время Холокоста. Но тяжкие грехи, совершаемые под эгидой его имени, нужно отделять от идей милосердия, любви, которые оставил в наследство Спаситель. Ведь его главным посланием является не дележ человечества, а призыв к миру между народами. Главная цель современной церкви состоит в том, чтобы признать, что откровения Иисуса с легкостью превращаются нынешними лжепророками фанатизма в беспощадную ненависть.
Что бы сказал Сын Божий о десятках верований, которые создавались от его имени? Вряд ли он представлял, что повеление Андрею и Симону стать «ловцами человеков», породит не только православие, католичество, протестантство, но и множество иных вероисповеданий под разными наименованиями.
Христианство обладает способностью приспособления к отличным друг от друга культурам. Достаточно привести пример католической литургии в Америке и ее же проведение в восточноафриканских странах. Это дало возможность данной религии развиваться, привлекая в свои ряды большое количество верующих. Люди разных культур приняли близко к сердцу мечты Спасителя о райской жизни, о братских отношениях между людьми.
Исследование жития, идей Иисуса приводит к множеству вопросов, нередко остающихся без ответов. Личность Спасителя и поныне зачастую остается непонятой и загадочной. Его притчи, бесхитростные истории как доказательства собственных идей не по силам кратко изложить. Всякие допущения Иисусом постоянно подвергаются сомнению.
«Кесарю кесарево» – этот завет Спасителя, призывающий к воздаянию за содеянное, а не к бунту, был дан им в период жесточайшего римского угнетения и яростного противостояния. Обладал ли он предвидением того, что Храм в Иерусалиме разрушат, а палестинские евреи рассеются по миру? Возможно, это придумано в более поздние времена христианскими богословами, чтобы оправдать рост собственной религии и доказать свою преданность Риму в период бунтов иудеев.
Иисус имел свою позицию по поводу частной собственности. Хорошо известен его призыв к людям о продаже всего, что у них было в собственности и раздаче полученных денег нищим. Здесь он следует за традицией еврейского благодарения. Сразу же возникает вопрос о количестве высших церковных иерархов, как в христианстве, так и в католичестве, которые отдали свои богатства бедствующим подданным.
Базовые христианские моральные принципы также впервые были провозглашены именно Иисусом. Его заветы пояснил, преобразовав их в религиозное учение, святой Павел, обладающий живым разумом, умело владеющий словом. Неизвестно, как бы развивалось христианство без этого святого. Однако с точностью можно сказать, что оно не имело бы такой силы без его богословия и обращения язычников в христианскую веру.
Заветы Спасителя, умевшего расшатывать устоявшийся образ мыслей, до сегодняшнего дня сохраняют свою свежесть и полемичность. Понимание их в одно и то же время сложно и легко. Для того чтобы придать особое значение собственным высказываниям, Иисус обращался к цитированию Священного Писания. На него влияла также монашеская еврейская секта ессеев, члены которой верили в очистительные обряды, в святость одежды священнослужителя, в богослужение без нарочитой роскоши храма, в преданность неимущим людям. Вне всякого сомнения, Иисус из Назарета, считая себя преобразователем, искал как у евсеев, так и у еврейского крестителя способ, позволяющий очистить религиозный ритуал.
Впрочем, Новый Завет практически не позволяет увидеть реального Иисуса. Ведь евангелия, которые писались спустя много лет после ухода его из жизни, поддерживали, прежде всего, интересы церковной иерархии. В них много противоречий, поэтому нельзя рассматривать их в качестве верных источников. Даже в имени Спасителя нельзя быть уверенным. Он Иегошуа, Ишуа, Джошуа? Ссылки на Иисуса есть в трудах античных историков, среди которых знаменитые личности: Светоний, Тацит, Иосиф Флавий. Однако имеет место и предположение, что имеющиеся ссылки были просто вписаны переводчиками в эпоху Средневековья.
Археологами найдено достаточное количество артефактов, свидетельствующих о существовании Иисуса. Почему же многие люди из разных частей света уже не помнят его наставления? Возможно потому, что под мифологическими наслоениями похоронена истина.
На самом деле, проповедь Золотого правила говорит о заботе Иисуса о человеке. Еще до сына божьего от раввина Гиллела известно, что данное правило – это важнейший иудаистский принцип. Но, правда, о нем же вещал китайский мудрец Конфуций и авторы древних индусских поэтических произведений. Это же правило прослеживается в речах Мохаммеда. Все это свидетельствует, что монопольного права на нравственность не существует.
Проповедь терпимости, мирного сосуществования народов – вот миссия Иисуса. А вот вопрос, является ли он Богом, необходимо рассматривать уже в качестве вопроса веры. В иудаизме и мусульманстве считается, что никто из людей не может претендовать на то, чтобы называться Богом.
Об Иисусе как Мессии говорил Павел. Позже, в IV ст., на Никейском соборе его объявили в качестве «благочестивого». Эти события позволили поделить мусульман и христиан, которые выросли, в общем-то, на одной почве.
Должно быть, Иисус являлся одним из праведников, учителей, пророков. Сам он, возможно, утешился бы, узнав, что в мире множество непохожих друг на друга народов исповедуют монотеизм и следуют, по большому счету, иудейским понятиям и представлениям.