Современный человек с трудом может представить себе быт людей всего лишь вековой давности. Наши современники, избалованные изобилием товаров на прилавках магазинов, просто могут не поверить, что какого-нибудь из них тогда попросту не существовало. Примером этому служит простой кисломолочный продукт.
Современный человек с трудом может представить себе быт людей всего лишь вековой давности. Наши современники, избалованные изобилием товаров на прилавках магазинов, просто могут не поверить, что какого-нибудь из них тогда попросту не существовало. Примером этому служит простой кисломолочный продукт, любимый детьми, йогурт. Сейчас это весьма распространенное лакомство подрастающего поколения рядами располагается на прилавках магазинов, а некогда его предлагали в аптеках вместо банальной касторки. Хотя на самом деле это был оригинальный маркетинговый ход, придуманный замечательным человеком Исааком Карассо.
Этот еврейский предприниматель, родившийся в 1874 году, до некоторого времени был турецким подданным. Он проживал в Салониках, в те времена принадлежавших дряхлеющей Османской империи. Со временем Исаак выучился, создал семью, в которой в 1905 году родился его сын Даниэль. Если учесть, что родной дядя Исаака был в числе лидеров партии, так называемых, младотурков, то можно предположить, что гражданский статус клана Карассо был достаточно высоким. Однако этот же фактор сыграл с Исааком злую шутку: в 1912, когда в Греции поднялось антитурецкое восстание, ему пришлось бежать из страны, справедливо опасаясь мести со стороны греческого населения.
Семейство Карассо остановилось в Испании, точнее, в Барселоне, столице провинции Каталония. Понятно, что, потеряв все предыдущие связи, Исааку пришлось находить новые возможности для собственного существования. И он нашел выход. Наблюдательный глаз еврея заметил, что на Пиренейском полуострове жители совершенно не знакомы с продуктом, широко распространенном на Балканах – йогуртом. Так появилась идея, которая могла бы помочь беженцам из воюющей Греции. Но мало придумать, нужно еще воплотить ее в жизнь. А ведь люди в своих вкусах консервативны, и они с недоверием встречают любой новый продукт.
Тогда Карассо придумал оригинальный ход. Будучи медиком по образованию, он заметил, что большое количество детей в Испании страдают проблемами пищеварительного тракта. Наиболее распространенным способом исцеления от подобных проблем тогда считалась касторка – лекарство с крайне специфическим вкусом. Но как медик он знал и об исследованиях российского биолога Ильи Мечникова, в которых доказывалось позитивное влияние на организм кисломолочных бактерий. И если объявить йогурт вкусным заменителем касторки, то можно будет наладить сбыт нового продукта через сеть аптечных лавок.
Возникшая идея вскоре воплотилась в жизнь. Вскоре в аптеках Барселоны стало продаваться в емкостях новое лекарство йогурт. Тот час же появились и первые клиенты. Так образовался пусть и небольшой, но стабильный рынок сбыта нового продукта: в неделю реализовывалось до полусотни глиняных горшочков йогурта. Эффект от торговли превзошел все ожидания. Дети, единожды попробовавшие вкус йогурта, наотрез отказывались от касторки. Размеры продаж начали увеличиваться едва ли не в геометрической прогрессии, и вскоре продукт перекочевал на полки обычных гастрономов.
Карассо требовалось срочно увеличивать мощности своего производства. В первую очередь это касалось количества закупаемого исходного материала, кисломолочных бактерий, по сниженным ценам. Дело в том, что поначалу йогуртные культуры предприниматель импортировал из Болгарии. Это было далеко и дорого. Тогда Карассо обратил свой взгляд на Парижский институт Пастера, при котором работала лаборатория Мечникова. Именно она и стала главным поставщиком «болгарской палочки» для производства йогурта, что существенно сократило расходы и время на поставки исходного материала.
Но как всегда бывает в большом деле, вслед за одной проблемой возникает новая. Все это время йогурты были безымянными. Продукту требовалось дать собственное имя. И Исаак его придумал. Излишне не напрягаясь, он присвоил йогурту имя собственного сына в каталонском звучании, подав его в уменьшительном варианте как Danon. Сама же фабрика, выпускавшая йогурты, переросла в фирму, звучно именовавшуюся Groupe Danone.
Конечно же, стареющий Исаак не мог долго руководить налаженным им производством. Эстафету принял сын Даниэль, до этого момента усиленно изучавший коммерческое дело. В 1929 он создал в Париже ассоциацию, занимавшуюся производством йогуртов «Данон». Этим действием молодой Карассо еще больше упростил логистику поставок исходного материала. Теперь уже не требовалось везти «болгарскую палочку» в Испанию. Все производство располагалось во Франции. После того как Исаак Карассо в 1939 ушел из жизни, все руководство бизнесом полностью легло на плечи его сына.
Когда разразилась Вторая мировая война, Даниэль вынужден был срочно эмигрировать в Америку. На новом месте он немедленно начал заниматься уже освоенным делом – выпуском йогуртов «Данон». Для этого организовал компанию Dannon Milk Products Inc. Для американцев новый продукт поистине стал национальным. За несколько лет йогурты «Данон» заполонили всю Америку, что принесло серьезную прибыль производителю. Правда, в Соединенных Штатах Даниэль не стал задерживаться. Едва закончилась война, он продал заводы в США и вернулся во Францию, где продолжил оставленный на время бизнес.
Уже в послевоенное время Карассо-младший разработал множество новых рецептов, внеся в классический йогурт массу вкусных новаций. В десерт стали добавлять ягоды и фрукты, что еще больше привлекло покупателей. В 1960-х годах последовало несколько слияний Danone с другими компаниями, и некогда семейный бизнес стал весьма влиятельной корпорацией, производящей не только продукты питания. До сих пор компания, существующая уже более века, считается самым лучшим производителем йогуртов даже при огромной конкуренции на рынке данной продукции.