О евреях Древнего Рима следует упомянуть особо. До определенного времени их там не было либо количество их было настолько незначительным, что об этом даже не упоминалось в письменных источниках. Первые записи о присутствии в Риме иудеев появились ближе к середине II века до н.э., когда из Александрии пошел поток еврейских купцов. На тот момент времени это был крупнейшим центром торговли в Средиземноморье, в котором одновременно сосуществовало множество наций. В большинстве своем евреи Александрии представляли собой эллинизированную группу торговцев, постоянно проживавшую вне пределов Эрец-Исраэля, и на бывавших на исторической родине исключительно ради деловых потребностей.
Но вскоре в Рим потянулись и официальные делегации из Иудеи. Причиной тому послужило желание евреев освободить свою землю от сирийского протектората, под которым она пребывала с некоторого времени. Восстание началось в 167 году до н.э. и продлилось до 161 года до н.э., завершившись полной победой и утверждением на царском троне династии Хасмонеев. Однако понимая, что без сильного союзника ослабленной войной Иудее будет крайне сложно противостоять внешнему давлению, в Рим была отправлена официальная делегация, которую приняли, подписав с ней ряд важных договоров, а также признав независимость Иудеи и легитимность воцарившейся там Хасмонейской династии. В продолжение почти 30 лет Рим регулярно посещали делегации из Иудеи, подтверждая старые договоренности, и подписывая новые. Но что интересно. Всячески подчеркивая дружбу между государствами на внешнем уровне, к конкретным людям в Риме особых симпатий не было. Это подтверждает декрет претора Гиспана от 139 года до н.э., согласно которого Рим должны были покинуть все евреи, не имеющие римского гражданства.
Спустя несколько десятилетий ситуация и вовсе изменилась самым кардинальным образом. Гней Помпей Магн двинулся походом на Ближний Восток и в 63 году до н.э. завоевал и Сирию, и дружественную Иудею. Иерусалимский храм подвергся штурму, при котором погибло множество его защитников. Помимо материальных ценностей на территорию империи в качестве живого товара было отправлено огромное количество простых евреев. Римский рынок рабов заполонили невольники из Иудеи.
Впрочем, рабы из евреев оказались не самыми лучшими. Они категорически отказывались работать по субботам даже под угрозой наказания. Обратно перепродать их было сложно, ведь об этой особенности данной категории рабов все уже успели узнать. В итоге владельцы вынуждены были перевести часть евреев в вольноотпущенники. Еще некоторое количество невольников было выкуплено еврейскими купцами ради обретения свободы своими соотечественниками. Подобная ситуация привела к тому, что еврейская прослойка римского населения значительно увеличилась в размерах. Подтверждением этому служит один факт. Когда в 4 году до н.э. из Палестины в Рим прибыла официальная делегация, ее встречали порядка 8000 местных евреев.
По большей части свободные иудеи Рима оседали на правом берегу Тибра, где заселили целый квартал. К III в. н.э. их количество достигало 20000 человек. Занимались они самыми различными делами: торговлей, ремеслами, были даже актеры и художники. Однако не всем из евреев Рима досталось такое счастье. Значительное количество их прозябало в нищете, ютилось в катакомбах города. Подтверждением этому служат современные исследования. В подземных лабиринтах Рима найдены надписи, среди которых имеются иудейские религиозные символы.
Отношение руководства империи к еврейскому населению города не было однозначным. Временами благожелательно, а временами крайне отрицательно. Так в период принципата Августа в Риме действовали синагоги, а по распоряжению императора нищим или бедствующим евреям бесплатно раздавался хлеб. Из уважения к религиозным чувствам иудеев это происходило строго по воскресеньям, а не по субботам, как для всех остальных людей. При Тиберии же ситуация была прямо противоположной. Желая угодить своему фавориту, префекту преторианцев Сеяну, император приказал закрыть синагоги. В армию рекрутировали 4000 молодых евреев, отправив их для прохождения службы на остров Сардиния. Впрочем, политическая ситуация в Риме никогда не была устойчивой. Едва Сеян надоел императору и впал в немилость, он был немедленно казнен. Закрытые ему в угоду синагоги приказали открыть, а сосланных на Сардинию солдат-евреев – вернуть обратно в Рим. К слову, на тот момент в городе насчитывалось 12 синагог. Правда, отдельную еврейскую общину официальные власти создавать запретили.
И еще один фактор двойственного отношения римлян к евреям. Иудаизм официально входил в перечень разрешенных в империи религий. Никому из граждан, включая даже представителей римской элиты, не запрещалось принимать иудейскую веру. К примеру, так поступил кузен императора Домициана Флавий Клемент. И такое положение дел сохранялось вплоть до перехода Римской империи в христианство. С этого момента отношение властей к евреям как нации и иудейской религии, в частности, резко изменилось. Однако и Римская империя уже доживала свои последние дни.