Как известно, Александр Македонский был великим полководцем. За всю свою недолгую жизнь он сумел покорить множество народов и стран, в числе которых была Иудея и населявшие ее евреи. Но вот интересно, а как он к евреям относился?
Для молодого царя, строившего собственную империю, все жители Ближнего Востока являлись обычными варварами, интересовавшими его исключительно в том, насколько велик их военный потенциал, каков уровень экономики, является ли район их пребывания стратегическим, велика ли склонность к бунту, какой уровень налогов они способны платить метрополии. Однако европейцы по своей ментальности сильно отличались от народов Азии, поэтому в процессе похода Александру приходилось экстренно вникать в подобные нюансы.
В книгах Ветхого Завета Александр Македонский упоминается несколько раз. Предполагается, что в книге Даниила рассказывается именно о нем, когда говорится о некоем царе, который придет и будет править в Азии, но его империя распадется сразу после его кончины. Интересно, что данное творение создано задолго до появления самого Александра. В книгах, появившихся уже после него, он изображается суровым завоевателем, хотя и не совсем враждебным к евреям. И в этом есть определенная доля истины.
После разгрома персидской армии в Европе, молодой македонский царь сам двинулся походом на юг. Первой целью его был Египет – страна, обладающая колоссальными богатствами. Однако на этом пути находилась маленькая Иудея, бывшая союзником Персии. Нужно было либо завоевывать ее, либо искать некий новый способ покорения страны, чтобы не тратить ни времени, ни сил на второстепенную войну. А то, что эта эти военные действия заберут значительные силы, показала осада финикийского Тира и филистимлянской Газы.
В конце концов, эти довольно крупные города взяли штурмом, а их население сделали рабами. Вполне возможно, что подобная участь ожидала бы в дальнейшем и другие населенные пункты Иудеи, если бы не гениальный ход Александра. Понятно, что следующим городом должен был стать Иерусалим, к которому уже двинулись войска. Население столицы Иудеи даже приготовилось к защите города, однако сила, которую привел под его стены македонский царь, оказалась слишком внушительной, поэтому евреи решили предварительно провести с Александром переговоры.
Навстречу завоевателю выдвинулось посольство во главе с первосвященником Иаддуем. Понимая, какое опасное предприятие его ожидает, первосвященник подготовился к нему максимально тщательно. Он надел свое лучшее одеяние, сопровождающие его священники шли в тонких льняных одеждах. Следом двигалась процессия из именитых представителей иерусалимского общества. Именно в этот момент Александр сделал тот самый непредсказуемый ход, который полностью изменил взрывоопасную ситуацию.
Молодой полководец, дождавшись, когда к нему подойдет посольство, слез с коня и сделал то, чего никто не ожидал. Он низко поклонился шагающему впереди первосвященнику. Согласно Иосифу Флавию, на недоуменный вопрос лучшего своего командира Пармениона, зачем он это сделал, будущий великий император ответил, что поклонился он не простому первосвященнику, а Господу. Будто бы некогда, еще пребывая в Македонии, Александр видел человека в таких одеждах во сне, и тот обещал ему всецелую помощь в борьбе против персов.
Переговоры закончились вполне успешно. Еврейское посольство извинилось за помощь осажденному македонянами Тиру, а чтобы македонцы не обижались, иудеи обещали полностью подчиниться воле Александра, дав ему клятву верности. После переговоров македонский царь и первосвященник отправились в Иерусалим для посещения храма. Там Александр снова сделал показательный жест, принеся жертву Богу Израиля, после чего щедро одарил всех священников.
В ходе посещения храма царю показали книгу Даниила, из которой зачитали притчу о греческом властителе, способном разрушить персидское царство. Это еще больше убедило Александра в правильности сделанного им хода. Теперь оставалось только расположить к себе население Иудеи. Уже на следующий день новый властитель Иудеи огласил евреям правила мирного сосуществования. В обмен на лояльность представителям этой нации, во-первых, позволялось и дальше жить по законам предков, а, во-вторых, они освобождались от выплаты податей каждый 7-й год, именуемый субботним. Для вавилонских и мидийских евреев привилегии предлагались на уровне иудеев. Для тех же евреев, кто пожелает вступить в македонскую армию, предоставлялось право жить по законам своей религии.
Законы того времени требовали, чтобы покоренные народы помещали статуи своего владыки в своих храмах. Но по еврейским законам подобные вещи делать категорически запрещалось. Чтобы не оскорбить чувства царя, они придумали оригинальный выход: все мальчики, родившиеся в течение ближайшего года, должны были получить имя Александр. И царь удовлетворился этим. В дальнейшем он включил Иудею в состав области Келесирия, назначив в ней правителем своего наместника Андромаху.
К несчастью для самого Андромахи, он жил в Самарии, где не существовало привилегий на уровне иудейских. Самаритяне, узнав о своем менее привилегированном положении, подняли бунт и убили наместника царя. Понятно, что Александр такого спустить не мог и жестоко покарал восставших. После захвата города он изгнал коренных жителей, переименовал его в Себастию и населил македонцами, специально привезенными из Европы.
Интересно, что на этот раз иудеи выступили как союзники македонского царя. В ходе войны против восставших они разрушили храм самаритян, расположенный на горе Гризим. В знак благодарности за помощь часть самарийских пограничных земель были переданы Иудее. Но и на этом милости македонского владыки не закончились. После своего похода в Египет он в приморской зоне основал город Александрию и стал заселять его греками и евреями. Вот почему в этом городе образовалась впоследствии мощная еврейская община. И еще один немаловажный факт. В Александрию многие жители Иудеи переселялись исключительно на добровольной основе, ведь там они обладали гражданскими правами на уровне греков, то есть, были полноценными гражданами.