Из истории известно, что некогда у евреев было собственное единое государство. Однако в результате гражданской войны оно раскололось на две части – Северный Израиль и Иудею.
Судьба первого из них оказалась печальной – оно было уничтожено ассирийской империей, а его жители уведены во внутренние районы Ассирии, где и растворились среди местного населения. К Иудее судьба оказалась более благосклонной. Будучи меньшей по площади и менее богатой, она как приз была менее привлекательной, поэтому просуществовала на несколько веков дольше.
Но в античный период не было такого, чтобы небольшое государство существовало само по себе. Оно обязательно должно было кому-то подчиняться. Так случилось и с Иудеей. Когда в междуречье Тигра и Евфрата возникло новое Вавилонское царство, оно начало быстро поглощать в себя все территории, некогда подчинявшиеся Ассирии. В конце концов, и Иудея стала вассалом Вавилонии, и теперь все действия местных правителей контролировались из метрополии. И едва только в Иудее, являвшейся пограничным с Египтом регионом, возникли антивавилонские волнения, как туда немедленно отправился экспедиционный корпус, камня на камне не оставивший от ее государственности.
Вавилонский пленение — период в истории еврейского народа с 597 по 539 год до н.э. на протяжении 16 лет. Собирательное название серии насильственных переселений в Вавилонию значительной части еврейского населения Иудейского царства во времена правления Навуходоносора II, который захватил и уничтожил Иерусалим.
Что было дальше, все знают: Вавилонский плен, длившееся 7 десятков лет. Правда, мало кто при этом знает, что в Вавилон вывели самые сливки иудейского общества, то есть наиболее грамотную часть населения. Для простолюдинов, по определению никак не влияющих на общественную жизнь страны, сделали исключение, оставив их на родине. Они и дальше продолжили заниматься ремесленничеством и обработкой сельхозугодий, правда, теперь уже не Иудеи как государства, а вавилонской провинции Иехуд.
Но что же потом произошло с евреями, уведенными в плен? А они, чтобы не исчезнуть, растворившись в многонародье Междуречья, начали образовывать родовые группы, в которых национальное и религиозное были главными составляющими. Евреи и в дальнейшем придерживались веры в единого Бога, оставаясь преданными почитателями Торы. Мало того, они умело использовали одну из серьезных проблем Ново-Вавилонского царства, каковыми являлись сильный экономический упадок и недостаток населения. Все это случилось из-за беспрерывных боевых действий, как внутри страны во время смены власти, так и по внешнему контуру царства.
Второй фактор сказался уже в ходе самого увода евреев в плен. Бытует расхожее мнение, что в плен евреев уводили, примерно, как африканцев в рабство: связанных и с деревянными колодами на плечах. Но на самом деле для детей Сиона ничего подобного не было. Они уходили в плен, унося с собой все собственное имущество, причем, если своего тягла им не хватало, то вавилоняне выделяли им мулов или ослов за счет казны. В пути их кормили и предоставляли кров. Таким образом, расстояние в полторы тысячи километров евреи прошли с минимальными потерями в людях.
На новом месте условия проживания также были вполне сносными. Хотя, евреи находились в плену и работали на уровне рабов, чуть позже им предоставили участки земли, дали возможность служить в армии, а также работать на гражданских и государственных постах. История еврейского праздника Пурим – тому яркое подтверждение. Женщина-еврейка могла быть женой самого царя Вавилона. Как итог, евреи оказались исключительно полезными для царства. Ряд из них сумели стать очень богатыми людьми и из обычных пленников перерасти в рабовладельцев и латифундистов.
Но был и еще один важный фактор, на этот раз религиозный. Власти Вавилона абсолютно лояльно относились к верованиям евреев. Их не заставляли менять религию, и это стало крайне важным для консолидации еврейского общества вне своей родины. А учитывая, что в Вавилон были угнаны и виднейшие религиозные деятели Иудеи, то они начали заниматься редактированием библейских текстов. Потом уже, после возвращения на Святую Землю, евреи стали изучать Тору и другие важные для них книги именно в отредактированном виде.
Тем не менее, как бы легко и спокойно не жилось евреям в Вавилоне, существование там для них считалось карой, наказанием за неполноценную верность Богу, недостаточное его почитание. Поэтому, едва только появилась такая возможность, большая часть проживавших в Вавилоне евреев отправилась домой, в Иудею. И возвратились они туда не с пустыми руками. Во-первых, принесли с собой обновленную Тору, которая с тех времен стала базовым вариантом для изучения иудеями. Во-вторых, из Вавилона пришло новое еврейское письмо. То есть, в там евреи разработали более современный алфавит, заменивший собой старую версию письма, основанную на финикийской прописи.
Реформы не обошли стороной календарь и сельскохозяйственное производство. Давно устаревший еврейский лунный календарь в Иудее обновили благодаря знаниям, полученным от вавилонских астрономов.
Что касается аграрного сектора, то там он переживал полный упадок. Получаемых продуктов едва хватало для пропитания не слишком-то и большого населения Иудеи. Когда же на горизонте появились многие тысячи переселенцев из междуречья, то местные евреи встретили репатриантов без особой радости. Однако полученные в Вавилонии новые сельскохозяйственные технологии помогли быстро нарастить производство продуктов, что сняло напряженность в отношении между людьми.
Ну, и наконец, из Вавилона пришло более строгое отношение к семейным узам. С этого времени брак между евреями и представителями иных национальностей начал категорически не приветствоваться. Чтобы община не исчезла, бракосочетания старались совершать только между своими соотечественниками. Данное положение дел поддерживалось представителями культа. Следует заметить, что и в культовой сфере произошли большие изменения. Теперь Священное писание начали читать публично, а богослужения проводить исключительно в Иерусалимском храме. Пророк Моисей стал главным родоначальником и законодателем, а отредактированные духовные тексты получили тот высокий статус, который поддерживается доныне.
Так что из Вавилонского плена евреи умудрились извлечь для себя крайне много полезного. В итоге, из обыкновенного народа, одного из многих, они превратились в этнорелигиозную группу, способную выжить, даже лишившись собственной страны. И всей своей дальнейшей жизнью они подтвердили свою стойкость.
Вавилонский плен завершился с возвращением части евреев в Иудею после завоевания Вавилонии персидским царём Киром Великим. Этот период привел к появлению крупной еврейской диаспоры и стало поворотным пунктом в развитии еврейского религиозно-национального сознания.