Строгие научные открытия не мешают воспринимать нам гениев как обычных людей. Жизнь Альберта Эйнштейна была такой же обыденной, как и полной удивительных событий.
1 октября 1920 года газета «ХаАрец» опубликовала сообщение под заголовком «Профессор Эйнштейн и ассимилянты в Германии». В нем практически полностью был приведен ответ Альберта Эйнштейна на приглашение Центрального общества немецких граждан иудейской веры принять участие в заседании, посвященном борьбе с антисемитизмом в академических кругах.
Несмотря на то что эта проблема была близка Эйнштейну и знакома ему не понаслышке, полученное приглашение он отклонил.
Я бы с радостью присоединился к вам, если бы верил, что это принесет какой-то результат, – писал Эйнштейн. – Прежде всего нужно победить антисемитизм и рабское сознание среди нас, евреев. Больше достоинства и независимости в наших рядах!
Только когда мы отважимся самих себя считать нацией, только когда мы самих себя начнем уважать, только тогда мы можем завоевать уважение других, точнее, оно придет само… А выражение «немецкие граждане иудейской веры» вызывает у меня горький смех. Используя его, вы даете понять, что не считаете себя частью еврейского народа и отстраняетесь от несчастных собратьев из Восточной Европы, с которыми вас связывает только религия…
Не сердитесь на меня за то, что я прямо высказал вам свои мысли. Я ни в коем случае не хотел бы вас обидеть.
С уважением, А. Эйнштейн.
По поводу советских евреев, боровшихся за право покинуть Родину — Мачеху, после Шестидневной Войны 1967-го года «устно » рекомендовалось «сверху» касательно советских граждан с неугодной 5-ой графой в паспорте: «НЕ принимать на работу , НЕ увольнять и НЕ повышать в должности.» Религиозные евреи в США предполагали увидеть прибывающих евреев с многодетными семьями в традиционом одеянии времен черты оседлости Царской России. На их удивление, новоприбывшие евреи с высшим образованием не знали ни Идиш, ни Иврита; они выглядели весьма современно, и в их семьях были не больше 1 -2 детей. Родившийся 18/04/1902 в Украине, Любавический Ребе М . М . Шнеерсон получил там образование (включая получение инженерной квалификации) и покинул СССР в 1933-ем году. Он прекрасно понимал, что наши советские евреи были лишены еврейского образования при атеистическом режиме, но это не означало отсутствия у них интереса к еврейству.