“Дорога домой” – Это дорога к себе. Я родился в России, живу в Америке, где умру, я не знаю, поэтому моя дорога бесконечна. Я хочу познать этот мир, понять, кто я в этом мире. Но меня не интересуют дежурные слова “гражданин” и “человек”.
В Израиле я увидел новый тип евреев, гордых тем, что они – евреи, что они – граждане мира. Только благодаря таким людям, в окружении таких людей мы сможем обрести национальную гордость, избавиться от наших комплексов, встать во весь рост. Американские евреи – тоже независимые, уверенные в себе люди, они тоже процветают и достигают больших высот в любой сфере жизни. Но здешние евреи – это ещё и американцы, а израильтяне – это евреи и только. Они меняют многовековый имидж иудея, ломают стереотипы, не оправдываясь, не навязывая себя, а просто будучи такими, как они есть – свободными, гордыми, полными достоинства.
Мы выросли в стране, где всё, связанное с еврейством, было ущербным – черта оседлости, нищета, унижения, погромы, пресмыкательство перед ”хозяевами”, подчёркивание, что мы у них в гостях…
Мы не заявляем о себе, мы не кричим о наших несчастьях, не выпячиваем на передний план наши достоинства. Мы, евреи, вообще – народ интровертный, мы устремлены вовнутрь, в себя, у нас всё внутри – в душе, в семье, в синагоге… Израильтяне всецело поглощены возведением своего государства, своего еврейского дома, и у них нет времени, да и желания трубить по всему миру о своих бедах и достижениях. Наши же ”двоюродные братья”, наводнившие все страны мира, -полная нам противоположность. Они видят, как строится наш дом, как он становится всё краше и прочнее, и это их раздражает и шокирует. Они пытаются внушить мировому сообществу, что являются жертвами этой наступающей силы, что их ущемляют, что ”проклятые сионисты” не дают им возможности создавать и строить.
На самом деле арабы не строят, не хотят строить. Зато на весь мир они охотно кричат в полный голос обо всех своих бедах и демонстрируют свои раны. Но, по большому счёту, причина антиизраильских настроений в мире – неискоренимый антисемитизм. Мне кажется, что если бы в Израиле жили не евреи, а какой-то другой народ, мир отнёсся бы к ближневосточному конфликту совсем по-иному. И совсем по-иному отнёсся бы к палестинцам. Ведь, в сущности, всем понятно: если они не принимают условий страны, в которой живут, а подрывают её изнутри, им не место в такой стране. Интересно, как бы европейские защитники палестинцев отреагировали, если бы постоянные теракты происходили в их странах?
Увы, в странах, подобных США, евреи растворяются и говорят на других языках. Глобально мы, евреи, никому не нужны. И не надо тешить себя иллюзиями, что нашим домом может стать Америка, Россия, Италия или Германия. Наступает момент, когда нам просто говорят: “Катитесь отсюда!” Это в лучшем случае. В худшем – просто уничтожат.
Мне потрясающе хорошо в Израиле. Но сказать, что это мой дом, я не могу. Видать, судьба наша такая. Мы родились на полустанке, на полустанке и умрем. Чтобы дом стал родным, в нем должно быть уютно все обитателям. Пока же нас, русскоязычных евреев, считают этакими “двоюродными” братьями. Нет контакта между “русскими” – и американцами, между “русскими” – и израильтянами. Нет его! Мы говорим: “Все мы – евреи”! Да, мы – евреи. Но мы – евреи, живущие в Америке; мы – евреи, живущие в Израиле; мы – евреи, которые не имеют ни рода, ни племени. Мы пытаемся найти себя в этой жизни и бежим от каких-то проблем, спасая себя и своих детей. Мы стали некой формацией людей, блуждающих по этому миру.
Я обожаю эту страну. Сегодня был в Яффо, стоял и смотрел, как волны накатывают на Тель-Авив, и думал: Б-же ты мой, как же несправедливо, при таком фантастическом воздухе, при этой атмосфере в любую момент может случиться теракт, могут погибнуть люди. И все потому, что рядом живут те, кто тебя ненавидят. Как сказал Эйнштейн: ”Антисемитизм – это тень еврейства. Сколько будут существовать евреи, столько будет существовать и антисемитизм”…Я еврей не потому, что люблю фаршированную рыбу, а потому что я – еврей. Такой вопрос вы никогда не зададите русскому, французу, англичанину.
Когда люди знакомятся, человек говорит: “Я – Франческо”. И ты понимаешь, что он – итальянец. И он выглядит, как итальянец. Ты же не будешь его спрашивать: скажите, а ваша бабушка была тоже итальянка? У тебя даже мысли такой не возникнет! Но когда встречаешь еврея, обязательно возникает огромная гамма чувств и вопросов. Потому что это уже традиция. И нееврей, попадая в еврейскую компанию, обязательно должен рассказать, что кто-то у него в роду был евреем, чтобы показать, что он относится хорошо к евреям! И невозможно объяснить, как чувствует себя еврей.
Ты просто чувствуешь себя евреем каждую секунду, каждое мгновение…Кстати, в Америке дела обстоят несколько иначе, чем в России или Израиле. Когда мы бываем с женой на вечеринках, меня часто спрашивают: кто ты? Я говорю: еврей. А жена поправляет: он русский. Почему? Потому что все евреи в Америке – это американцы, а еврейство – это вероисповедание. Такой национальности в Америке нет. В России мы были евреями, а в Америке – мы все русские.
Яков Явно – гениальный актёр и певец, обладающий мощным баритоном. Голос Якова звучал в лучших залах Европы, Австрии, Америки (Карнеги-холл и Линкольн-центр в Нью-Йорке), в Большом театре и в Концертном зале Россия. Завораживая публику своим пением, Яков зажигает её своим темпераментом. В 1987 году Яков Явно был удостоен звания Заслуженный артист России.