20 фактов о современных кибуцах
Изображение:
_википедия
кибуц — уважаемый на мировой экономической сцене партнер. Так, в октябре 2010 года kибуц Шамир, расположенный на севере Израиля, продал 50% принадлежащего ему предприятия Shamir Optical Industry всемирному концерну «Эссилор» за огромную по кибyцным — и не только по kибyцным — меркам сумму в 130 миллионов долларов. Еще не так давно подобное слияние (с одной стороны крохотный кибуц, с другой — транснациональная корпорация) нельзя было бы назвать иначе как неравным браком, но сейчас оно выглядит вполне естественно.
2. Флагманом kибуцной промышленности заслуженно считают компанию «Нетафим», обладателя патентов на капельный метод орошения, без которого весь Израиль выглядел бы каменистой пустыней. И не только Израиль — ведь теперь их методы орошения помогают озеленить десятки стран мира, ну а заодно и кормят те три kибyца, которые производят поливные системы: Хацерим, Магаль и Йифтах.
3. Сейчас эти кибуцы преуспевают во всех отношениях, но в их истории были и тяжелые моменты. Хацерим, к примеру, в 1950-х пережил «соляной кризис»: выяснилось, что земли, на которых он расположился, засолонены, и на них ничего не может расти. Жители не сломались: решив никуда не уходить с выделенного места, они промыли всю почву!
4. В результате Хацерим сегодня — одно из немногих мест в мире, где выращивают таинственное растение с экзотическим названием хохоба или жожоба (она же, выражаясь научно, симмондсия китайская), из которого можно производить масла и биодизель.
5. На протяжении своей истории кибуцам приходилось заниматься разными вещами, в том числе – не совсем уместными в Израиле. Так, в вышеупомянутом Йифтах пытались выращивать угревых рыб, однако рынка сбыта для них не нашлось, — вероятно, потому что они некошерны.
6. Несмотря на то, что в кибyцах сегодня развивают высокие технологии, не забыты и традиционные отрасли — в первую очередь, сельское хозяйство. Впрочем, теперь это уже высокотехнологичное сельское хозяйство. Именно поэтому авокадо из израильских фермерств завалены магазины по всей Европе, хотя плантации авокадо занимают всего 6 тысяч гектаров.
7. Израильские коровы давно обошли своих голландских и американских родственниц по количеству молока. Но и среди коров-кибyцниц есть своя королева: корова Суфа из Кармия. В прошлом году ее удой составил более 21 000 литров.
8. В 1983 году в кибуце Изреэль изобрели робота, умеющего очищать воду в бассейне. Видимо, жителям просто надоело чистить любимый бассейн вручную. Со временем на основе этого изобретения возникла компания «Майтроникс», которая вскоре стала непререкаемым мировым лидером в своей области.
9. А вот сандалии в кибyцах начали изготавливать по необходимости — нужно же в чем-то работать. Помимо дешевизны и рабочей функциональности у сандалий в глазах работников было еще два преимущества: климатическое: в жарком Израиле открытая обувь как нельзя кстати, – и идеологическое: современные сандалии выглядели прямым продолжением обуви библейских времен, а значит, их носители становились естественными наследниками далеких предков.
10. Теперь кибуцное предприятие по производству удобной обуви «Тева Наот» больше думает не об идеологии, а о моде и ортопедии. Особенно об ортопедии: в первые две недели носки обувь прогибается, повторяя рельеф ступни своего хозяина, и за это бренд «Тева» обожают в Европе и США. Последнее завовевание «Тева Наот» — японский обувной рынок, для которого запустили особую линию сандалий маленького размера и в любимых японцами пастельных тонах.
11. Все, кто бывал в kибуцах, замечали особую, свойственную только этому виду поселений, планировку и архитектуру. Многие сравнивают планировку с планировкой отельных комплексов или пансионатов: в центре общественная зона (столовая/ресторан, кинозал, бассейн, библиотека и т.п.) с непременными лужайками, цветами и зеленью; вокруг нее не менее зеленая жилая зона из одноэтажных и двухэтажных домов; далее — блоки хозяйственных построек, сады, поля и пруды. Только в последние годы исследователи архитектуры осознали, что архитектура и градопланирование уникальны — они были таким же инструментом построения нового идеального общества, как и принципы коллективизма.
12. Только первые кибуцы возникли стихийно, без планирования. А затем созданием построек занимались ведущие архитекторы того времени: Рихард Кауфман, Леопольд Кракауэр, Лота Коэн, Арье Шарон и Шмуэль Местечкин. Сегодня скромную на вид архитектуру ставят по значимости в один ряд с творениями других адептов функционального минимализма, таких как Ле Корбюзье и Нимейер. Неудивительно, что в 2010 году kибyцная архитектура стала главной темой израильского павильона 12-й архитектурной биеннале в Венеции и произвела там настоящий фурор.
13. В кибуцах родилось еще одно уникальное явление — волонтерство из-за рубежа. Дух идеализма притягивал молодых энтузиастов со всего мира, причем далеко не только евреев. Начиная с 1960-х они прибывали в кибyцы, чтобы поработать несколько месяцев и заодно познакомиться с Израилем изнутри. Сотни тысяч бывших добровольцев (в том числе Боб Дилан, Саймон Ле Бон, Джерри Сейнфелд и другие знаменитости) и десятилетия спустя вспоминают kibbutz experience как лучший период своей жизни.
14. В kибyцах волонтеров тоже вспоминают с теплотой, в особенности «шведских доброволиц», выделявшихся как цветом волос, так и весьма либеральным поведением и ставших притчей во языцех. Вернувшись в свои страны, волонтеры навсегда стали израильскими послами доброй воли, а примерно 1 400 из них и вовсе связали свою судьбу с еврейским государством, оставшись жить в стране. Интересно, что в последние годы в kибуцы снова потянулись тысячи добровольцев, причем из таких экзотических стран, как Эквадор, Венесуэла и Южная Корея.
15. Когда-то социалистическая идеология совместной жизни, мягко говоря, не поощряла соблюдение еврейских заповедей. За исключением нескольких религиозных kибyцев. Движение было воинственно секулярным. Однако свойственное многим секторам израильского общества возвращение к еврейской традиции не обходит стороной и kибуцы. Там вдруг стали появляться синагоги, а где их нет, на праздники — в особенности на Йом-Кипур — синагогами становятся клубы. Два года назад в объятия иудаизма пал бастион секулярного kибyцничества — своя синагога возникла в первом кибуце Израиля Дгании.
16. Примерно десять лет назад началась эпоха обновления. От утопии полного и всеобщего равенства, а также от былого аскетизма пришлось отказаться. Теперь в большинстве кибyцев помимо коллективной собственности есть и частная (земля и средства производства — общие, а личное хозяйство kибyцника — частное), да к тому же члены кибуца стали получать дифференцированную заработную плату, а то и вовсе оставлять себе большую часть зарплаты, получаемой от внешней деятельности, вместо того чтобы сдавать ее в «общий котел». Однако общедомовое братство, солидарность и гордость никуда не исчезли.
17. Предметы гордости, правда, изменились. Раньше kибуцники гордились своим непропорционально высоким представительством в боевых частях ЦАХАЛа. Сегодня гордятся и менее героическими достижениями. В частности, тем, что первый кибyцник появился в рядах футбольной команды английской высшей лиги — это защитник «Блэкпула» Декель Кейнан из kибyца Рош ха-Никра. Впрочем, даже в Англии он скучает по общей столовой.
18. Идеологического вакуума, как известно, не бывает, поэтому с исчезновением красных флагов стали появляться другие идеалы, например, экология. Возникли два экологических кибyца: Лотан на юге и Цивъон в Галилее. В Цивъоне выращивают органические овощи и поставляют израильским винодельням органический виноград. А в kибyце Лотан научились жить в гармонии с окружающей пустыней, сочетая принципы иудаизма и заботу об окружающей среде; все дома здесь строят только из природных материалов и занимаются экотуризмом.
19. Учитывая, что кибуц уже не предполагает обязательного занятия физическим аграрным трудом, сейчас пытаются создать неслыханную ранее вещь: городской kибуц. Точнее, эксперимент был поставлен еще в 1947 году, но долго продержаться не смог — само это словосочетание казалось тогда оксюмороном.
20. А сегодня в Израиле здравствуют несколько городских kибyцев: два в Иерусалиме, по одному в Бейт-Шемеше, Акко, Тель-Авиве и Сдерот. Городские кибуцники селятся в одном доме — или нескольких соседних домах — и соблюдают некоторые принципы kибуцного общежития: у них собственные ясли и детский сад, совместный досуг, общественная казна, система экономической взаимопомощи и т.д. Вряд ли это явление станет очень влиятельным, но сам факт его возникновения говорит о том, что толки о смерти кибyцной идеи были преждевременными.
1. Сегодня никого не удивляет, что 2. Флагманом kибуцной промышленности заслуженно считают компанию «Нетафим», обладателя патентов на капельный метод орошения, без которого весь Израиль выглядел бы каменистой пустыней. И не только Израиль — ведь теперь их методы орошения помогают озеленить десятки стран мира, ну а заодно и кормят те три kибyца, которые производят поливные системы: Хацерим, Магаль и Йифтах.
3. Сейчас эти кибуцы преуспевают во всех отношениях, но в их истории были и тяжелые моменты. Хацерим, к примеру, в 1950-х пережил «соляной кризис»: выяснилось, что земли, на которых он расположился, засолонены, и на них ничего не может расти. Жители не сломались: решив никуда не уходить с выделенного места, они промыли всю почву!
4. В результате Хацерим сегодня — одно из немногих мест в мире, где выращивают таинственное растение с экзотическим названием хохоба или жожоба (она же, выражаясь научно, симмондсия китайская), из которого можно производить масла и биодизель.
5. На протяжении своей истории кибуцам приходилось заниматься разными вещами, в том числе – не совсем уместными в Израиле. Так, в вышеупомянутом Йифтах пытались выращивать угревых рыб, однако рынка сбыта для них не нашлось, — вероятно, потому что они некошерны.
6. Несмотря на то, что в кибyцах сегодня развивают высокие технологии, не забыты и традиционные отрасли — в первую очередь, сельское хозяйство. Впрочем, теперь это уже высокотехнологичное сельское хозяйство. Именно поэтому авокадо из израильских фермерств завалены магазины по всей Европе, хотя плантации авокадо занимают всего 6 тысяч гектаров.
7. Израильские коровы давно обошли своих голландских и американских родственниц по количеству молока. Но и среди коров-кибyцниц есть своя королева: корова Суфа из Кармия. В прошлом году ее удой составил более 21 000 литров.
8. В 1983 году в кибуце Изреэль изобрели робота, умеющего очищать воду в бассейне. Видимо, жителям просто надоело чистить любимый бассейн вручную. Со временем на основе этого изобретения возникла компания «Майтроникс», которая вскоре стала непререкаемым мировым лидером в своей области.
9. А вот сандалии в кибyцах начали изготавливать по необходимости — нужно же в чем-то работать. Помимо дешевизны и рабочей функциональности у сандалий в глазах работников было еще два преимущества: климатическое: в жарком Израиле открытая обувь как нельзя кстати, – и идеологическое: современные сандалии выглядели прямым продолжением обуви библейских времен, а значит, их носители становились естественными наследниками далеких предков.
10. Теперь кибуцное предприятие по производству удобной обуви «Тева Наот» больше думает не об идеологии, а о моде и ортопедии. Особенно об ортопедии: в первые две недели носки обувь прогибается, повторяя рельеф ступни своего хозяина, и за это бренд «Тева» обожают в Европе и США. Последнее завовевание «Тева Наот» — японский обувной рынок, для которого запустили особую линию сандалий маленького размера и в любимых японцами пастельных тонах.
11. Все, кто бывал в kибуцах, замечали особую, свойственную только этому виду поселений, планировку и архитектуру. Многие сравнивают планировку с планировкой отельных комплексов или пансионатов: в центре общественная зона (столовая/ресторан, кинозал, бассейн, библиотека и т.п.) с непременными лужайками, цветами и зеленью; вокруг нее не менее зеленая жилая зона из одноэтажных и двухэтажных домов; далее — блоки хозяйственных построек, сады, поля и пруды. Только в последние годы исследователи архитектуры осознали, что архитектура и градопланирование уникальны — они были таким же инструментом построения нового идеального общества, как и принципы коллективизма.
12. Только первые кибуцы возникли стихийно, без планирования. А затем созданием построек занимались ведущие архитекторы того времени: Рихард Кауфман, Леопольд Кракауэр, Лота Коэн, Арье Шарон и Шмуэль Местечкин. Сегодня скромную на вид архитектуру ставят по значимости в один ряд с творениями других адептов функционального минимализма, таких как Ле Корбюзье и Нимейер. Неудивительно, что в 2010 году kибyцная архитектура стала главной темой израильского павильона 12-й архитектурной биеннале в Венеции и произвела там настоящий фурор.
13. В кибуцах родилось еще одно уникальное явление — волонтерство из-за рубежа. Дух идеализма притягивал молодых энтузиастов со всего мира, причем далеко не только евреев. Начиная с 1960-х они прибывали в кибyцы, чтобы поработать несколько месяцев и заодно познакомиться с Израилем изнутри. Сотни тысяч бывших добровольцев (в том числе Боб Дилан, Саймон Ле Бон, Джерри Сейнфелд и другие знаменитости) и десятилетия спустя вспоминают kibbutz experience как лучший период своей жизни.
14. В kибyцах волонтеров тоже вспоминают с теплотой, в особенности «шведских доброволиц», выделявшихся как цветом волос, так и весьма либеральным поведением и ставших притчей во языцех. Вернувшись в свои страны, волонтеры навсегда стали израильскими послами доброй воли, а примерно 1 400 из них и вовсе связали свою судьбу с еврейским государством, оставшись жить в стране. Интересно, что в последние годы в kибуцы снова потянулись тысячи добровольцев, причем из таких экзотических стран, как Эквадор, Венесуэла и Южная Корея.
15. Когда-то социалистическая идеология совместной жизни, мягко говоря, не поощряла соблюдение еврейских заповедей. За исключением нескольких религиозных kибyцев. Движение было воинственно секулярным. Однако свойственное многим секторам израильского общества возвращение к еврейской традиции не обходит стороной и kибуцы. Там вдруг стали появляться синагоги, а где их нет, на праздники — в особенности на Йом-Кипур — синагогами становятся клубы. Два года назад в объятия иудаизма пал бастион секулярного kибyцничества — своя синагога возникла в первом кибуце Израиля Дгании.
16. Примерно десять лет назад началась эпоха обновления. От утопии полного и всеобщего равенства, а также от былого аскетизма пришлось отказаться. Теперь в большинстве кибyцев помимо коллективной собственности есть и частная (земля и средства производства — общие, а личное хозяйство kибyцника — частное), да к тому же члены кибуца стали получать дифференцированную заработную плату, а то и вовсе оставлять себе большую часть зарплаты, получаемой от внешней деятельности, вместо того чтобы сдавать ее в «общий котел». Однако общедомовое братство, солидарность и гордость никуда не исчезли.
17. Предметы гордости, правда, изменились. Раньше kибуцники гордились своим непропорционально высоким представительством в боевых частях ЦАХАЛа. Сегодня гордятся и менее героическими достижениями. В частности, тем, что первый кибyцник появился в рядах футбольной команды английской высшей лиги — это защитник «Блэкпула» Декель Кейнан из kибyца Рош ха-Никра. Впрочем, даже в Англии он скучает по общей столовой.
18. Идеологического вакуума, как известно, не бывает, поэтому с исчезновением красных флагов стали появляться другие идеалы, например, экология. Возникли два экологических кибyца: Лотан на юге и Цивъон в Галилее. В Цивъоне выращивают органические овощи и поставляют израильским винодельням органический виноград. А в kибyце Лотан научились жить в гармонии с окружающей пустыней, сочетая принципы иудаизма и заботу об окружающей среде; все дома здесь строят только из природных материалов и занимаются экотуризмом.
19. Учитывая, что кибуц уже не предполагает обязательного занятия физическим аграрным трудом, сейчас пытаются создать неслыханную ранее вещь: городской kибуц. Точнее, эксперимент был поставлен еще в 1947 году, но долго продержаться не смог — само это словосочетание казалось тогда оксюмороном.
20. А сегодня в Израиле здравствуют несколько городских kибyцев: два в Иерусалиме, по одному в Бейт-Шемеше, Акко, Тель-Авиве и Сдерот. Городские кибуцники селятся в одном доме — или нескольких соседних домах — и соблюдают некоторые принципы kибуцного общежития: у них собственные ясли и детский сад, совместный досуг, общественная казна, система экономической взаимопомощи и т.д. Вряд ли это явление станет очень влиятельным, но сам факт его возникновения говорит о том, что толки о смерти кибyцной идеи были преждевременными.
Приглашаем в наш телеграм: Мой Израиль.
Автор:
Ариэль Бульштейн,
источник
|
|