Однажды этот человек сказал, что, прожив долгую жизнь, он всю ее посвятил своей Родине, и не стыдится высокопарности этих слов, а гордится тем, что совершил. Не думая о вознаграждении, он ради Отечества отдавал все, что у него было.
Имя этого человека – Рафаэль Эйтан. За свой жизненный путь он из простого парня дорос до звания генерала и министра в правительстве Израиля, став участником всех войн, которые происходили на территории страны с момента ее образования в 1947 году. За свои поступки, за свои слова и действия он получил прозвище – “легендарный Рафуль”.
Родился Рафаэль Эйтан в подмандатной Великобритании Палестине 11 января 1929 года. Произошло это в посёлке Тель-Адашим неподалеку от Афулы в семье переселенцев из России Каминских. Отец Рафаэля, Элиягу Каминский, имел сложную судьбу. Он приговаривался турецкими властями к смертной казни за то, что входил в число основателей первых отрядов еврейской самообороны Ха-Шомер. Сумел бежать из-под стражи, и годы Первой мировой войны прослужил в австралийской дивизии в должности разведчика, воюя против турок. Мать, Мириам Орлова, происходила из семьи русских субботников.
После окончания войны и излечения от ранения Эйтан демобилизовался. Он уехал в Тель-Адашим, где занялся сельским хозяйством и работой в собственной столярной мастерской. Однако вскоре ностальгия по армии пересилила, и Рафаэль возвратился в ее ряды. В армии обороны Израиля он окончил офицерские курсы и, возвратившись в действующую армию, получил должность командира роты парашютистов в батальоне, которым командовал тогда еще подполковник Ариэль Шарон. Именно в это время он на всю оставшуюся жизнь заработал уважение своих солдат и негласное имя «Рафуль».
Очередная военная кампания обернулась для Эйтана новым ранением. Рафуль получил его во время выполнения операции «Кинерет» в районе Голанских высот в конце 1955 года. Это вывело десантника из строя на два месяца. Вернувшись из госпиталя, он немедленно получил звание майора и был отправлен на Синайский фронт, где провел блестящую операцию, которая стала единственной в своем роде за всю историю армии Израиля.
Произошло это в 1956 году во время операции «Кадеш». Тогда парашютисты под управлением Эйтана десантировались из вертолетов в тылу египетских войск и захватили важный район, чем перерезали значимые коммуникации врага. Несмотря на сильнейшее давление и серьезные потери, десантники удерживали захваченные позиции в течение суток, пока к ним не подоспели основные силы, руководимые Ариэлем Шароном. Потом совместными усилиями они захватили перевал Митла и вышли к Суэцкому каналу, чем предрешили судьбу кампании.
Следующий период времени Эйтан посвятил военному обучению. Сначала он поступил на годичные курсы командиров, потом, получив повышение в звании до подполковника, он отправился в США, где обучался премудростям штабного офицера в корпусе морской пехоты. Вернувшись назад, он уже в Израиле усовершенствовал свои знания в Высшем военном колледже, закончив его в 1964, после чего в мае месяце он был отправлен командовать десантной бригадой. На этой должности его настигло очередное ранение. Это произошло в период Шестидневной войны, когда поблизости от Эль-Кантра пуля пробила его каску и застряла в черепе, всего 2 миллиметра не достав до мозга.
После очередного госпиталя Эйтан получил новое назначение. Его отправили командиром бригады в Иорданскую долину, через которую в Израиль часто проникали палестинские террористы. В тот период это было едва ли не самое важное оперативное направление, поэтому Рафаэль работал практически на износ, постоянно находясь в подразделениях, засадах, погонях и учениях. Его старания были замечены командованием, и вскоре он получил повышение, став главным офицером десантных войск – ключевой должности в ЦАХАЛе.
Находясь на этом посту, Эйтан занимался повышением мощи подчиненных ему десантных и пехотных войск, а также проводил операции возмездия в период Войны на истощение. Так, в частности, он руководил операцией «Дар», во время которой в конце декабря 1968 был проведен рейд к аэропорту Бейрута как ответная акция на нападения палестинцев на израильские самолеты. Вскоре он был переброшен в Ирак, где не единожды бывал по долгу службы, в качестве военного советника курдов.
Новое назначение Эйтан получил в середине 1972. Он отправился в Северный военный округ, где вступил в командование бронетанковой дивизией «Гааш». Одновременно с этим Эйтан вновь пошел учиться на факультет политических наук в Хайфский университет. Обучение пришлось прервать в октябре 1973, когда вспыхнула война Судного дня. В сдерживание наступающих сирийских и союзных им соединений вложен значительный вклад и бойцов дивизии Эйтана. Особенно тяжело пришлось им на 3 день боев, когда на оборонительные позиции израильтян двинулись основные силы сирийской армии. Однако ни численное превосходство, ни более совершенная техника не помогли им прорвать заслон защитников Израиля. Подошедшие резервы и помощь авиации помогли израильтянам начать контрнаступление и самим выйти на дальние подступы к Дамаску.
Сразу после окончания боевых действий Эйтану предложили должность командующего Северным округом, а спустя 3 года перевели начальником военной разведки АМАН. Но и это не стало венцом армейской карьеры Рафуля. В 1978 его назначают на высшую командную должность в Израиле – на пост начальника генерального штаба с присвоением звания генерал-лейтенанта. На этой должности он проработал до 1983 года, после чего подал в отставку. В немалой степени этому поспособствовали скандальные события в лагерях палестинских беженцев Сабра и Шатила, когда солдаты Израиля безучастно наблюдали, как ливанские христианские фалангисты убивали палестинцев.
С уходом Эйтана из армии начался новый период его деятельности – политический. Он практически сразу организовал, а потом и возглавил движение «Цомет», которое собрало в своих рядах около 5 тыс. человек. Очень быстро набравшее популярность движение прошло в парламент, а сам Эйтан смог получит министерскую должность. Целых 15 лет отставной генерал занимался политической деятельностью, пока не вышел на пенсию.
Однако тихая жизнь пенсионера была не по нутру столь активному человеку, поэтому он, уже в возрасте 73 лет в январе 2002 принял предложение возглавить строительство волнореза в порту Ашдоды. На этой должности легендарного генерала и политика застала смерть. Произошло это 23 ноября 2004. Как обычно, утром он отправился в порт для контроля процесса строительства. Погода в этот день была далека от идеальной: на море бушевал сильнейший шторм. В результате то ли от внезапного ухудшения здоровья, то ли от несчастного случая, но Эйтан оказался в бушующей воде и погиб.
Так ушел из жизни выдающийся человек, прошедший в армии Израиля все ступеньки: от рядового бойца до начальника генерального штаба, а в гражданской жизни от простого мальчишки до заместителя премьер-министра. На его похоронах, проходивших в мошаве Тель-Адашим, присутствовали высшие должностные лица страны и армии, а также те, кто близко знал Эйтана.