Его жизнь стала показательным примером, как из простого человека, не имеющего ни знакомств, ни средств, зато обладавшего старанием, огромным желанием и ответственностью за выполняемую работу, вырос всемирно известный мастер, к которому стремились попасть самые именитые представители творческого бомонда и даже высшей аристократии. Для непосвященных может показаться, что ему просто повезло, удачно сложились обстоятельства, однако только этому человеку известно, каких трудов стоил ему невероятный взлет. Его зовут Видал Сассун. Именно он сумел превратить простое парикмахерское ремесло в настоящее искусство стиля, подарив миру не только целый перечень новых причесок, но и совершенно иной подход к своей работе.
Становление
Видал Сассун родился 17 января 1928 года в одном из районов восточного Лондона, где селились преимущественно малообеспеченные люди. Детство его было невероятно трудным. Отец Джек Натан, выходец из греческих Салоников, очень скоро оставил семью. Мать Бетти Беллин, выросшая в семействе киевских евреев, бежавших в конце XIX века из России от антисемитских погромов, как могла, выкручивалась из сложных жизненных ситуаций. Однако никакие ее старания, и даже переезд к сестре не помогли женщине вырваться из крайней нужды, которая буквально заставила ее определить двух сыновей в детский приют.
Приют Видалу удалось покинуть лишь в 11-летнем возрасте, когда его мать вторично вышла замуж за некоего Натана Голдберга, человека простого, но интеллигентного. Отчим увлекался книгами, оперой. Он сдружился с обоими сыновьями своей жены, оказав на них серьезное влияние. Именно фактор воспитанности, вежливости и интеллигентности помог Сассуну в выборе дальнейшего профессионального пути. И произошло это очень скоро.
Когда Британия вступила во Вторую мировую войну, Видалу пришлось бросить школу и начать самостоятельно зарабатывать на жизнь. Тогда мать, которой привиделось, что ее сыну уготована умопомрачительная карьера, отвела его в салон очень известного тогда стилиста Адольфа Коэна, объявившего набор учеников. Правда, озвученная сумма за обучение оказалась неподъемной для родителей Сассуна. Однако воспитанность и вежливость мальчика настолько понравились известному стилисту, что он взялся обучать Видала бесплатно.
Сказать, что для уличного сорванца обучение у Коэна давалась легко, значит покривить душой. Ученики школы обязаны были являться на учебу с подстриженными ногтями, отутюженными брюками и в начищенных до блеска туфлях. Следует учесть, что это было в самый разгар войны, в тот период, когда Англия полностью зависела от поставок продуктов и материалов извне. Двухгодичное обучение в такой школе дали основательную базу для будущей практики начинающего парикмахера.
Видал Сассун овладевал в это время не только парикмахерским искусством. Параллельно с учебой он стал активным участником «Группы 43», занимавшейся противостоянием фашистской пропаганде. А после окончания Второй мировой войны и возрождения независимого Израиля уже 20-летним молодым человеком отправился на Ближний Восток, где участвовал в первой Арабо-израильской войне. Правда, на самой Земле Обетованной он не задержался, а после кончины отчима возвратился обратно в Англию, вновь поселившись в Лондоне.
Профессиональная карьера
После возвращения из Израиля Сассун продолжил заниматься хорошо известным ему делом – стрижкой людей. Свой уровень он повышал в салоне Рэймонда Бессона, что стало определяющим фактором в карьере молодого стилиста. Уже в 1954 году он смог открыть собственный салон. И хотя заведение располагалось в не совсем удачном месте (на 3 этаже многоэтажки), зато в очень престижном районе Мэйфер на Бонд-стрит. Здесь Видал начал внедрять в жизнь собственные принципы видения парикмахерского искусства.
Прежде всего, он постарался изменить отношения мастера и клиента. Занимаясь женскими стрижками, парикмахер прежде долго общался с клиенткой, обсуждал особенности ее волос, образ жизни, и только поняв характер женщины, приступал к процессу создания ее образа. При этом мастер не сбрасывал со счетов ее манеру держаться, стараясь сочетать ее с типом лица, природой волос и предполагаемой прической. Чтобы понравиться посетительницам, Видалу требовалось избавиться от характерного произношения, на котором вели разговоры жители восточного Лондоне. Для этого Сассун ходил в театры, слушал, как разговаривают актеры, а затем копировал их произношение у себя дома.
Кроме того, в своей работе мастер постарался отойти от устоявшейся практики парикмахеров – делать короткоживущие стрижки. При таком подходе женщинам приходилось еженедельно обращаться к парикмахеру, чтобы подправить свою прическу. Сассун постарался внедрить в свою работу принцип «мой и иди», при котором укладка сохраняла приличный вид даже после мытья волос. Давнее увлечение Видала геометрией позволяло ему придавать волосам такую форму, что они сохраняли «салонную память». Это означало, что клиенткам для поддержания прически требовалось только своевременно расчесывать волосы.
Каждая стрижка мастера была уникальной, а главное – сохраняла свою форму в продолжение месяца, что позволяло клиенткам Сассуна экономить и время, и деньги. Очень скоро салон на Бонд-стрит стал крайне востребованным. Туда приходили не только обычные люди, но также знаменитости и аристократы. В 1957 году на работу мастера обратила внимание модельер Мэри Квант. Как раз в это время она готовила к показу свою коллекцию мини-юбок, и хотела, чтобы и ее модели имели стрижки, гармонирующие с демонстрируемой одеждой. Видал откликнулся на просьбу модельера. Надо сказать, что их сотрудничество имело огромный успех.
С этого момента карьера Сассуна как признанного стилиста круто пошла вверх. Конечно, это добавило работы и ему самому, ведь теперь мастер должен был не просто копировать уже наработанные им прически, но и постоянно придумывать что-то новое. И это совсем молодому стилисту вполне удавалось. Он помог создать запоминающиеся образы огромному числу европейских знаменитостей и начинающим звездам шоу-бизнеса. В своей работе Видал творчески пересматривал прически начала века. Он, используя современные технологии, давал им новую жизнь Параллельно придумывал новые формы стрижек, запустив в жизнь «пятиконечную стрижку», «каре» «пикси» и их многочисленные вариации.
Будучи весьма востребованным в Европе, Сассун в определенный момент почувствовал, что не может проявить себя в полную силу. Стремление к переменам привели его в США, где он в Лос-Анджелесе создал целую сеть салонов, частыми клиентами которых немедленно стали голливудские знаменитости. Теперь стрижки Сассуна появились не только в повседневной жизни, но и в кино, помогая героям кинофильмов создавать запоминающиеся образы. Многие его прически после появления на киноэкранах стали по-настоящему культовыми. Таких известных женщин, как Мирей Матье, Настасья Кински, Миа Фэрроу и огромное количество других, просто невозможно представить в ином образе, чем тот, который помог им сделать Видал Сассун.
Наследие мастера
С возрастом интерес Сассуна к работе парикмахера снизился. В 1980-х годах он решил уйти из бизнеса, продал все свои салоны, и начал проявлять себя в новом качестве. Выдающийся мастер парикмахерского искусства посвятил себя благотворительности и социальным проектам. В основном вся его деятельность сосредоточилась на борьбе с антисемитизмом и ксенофобией. Параллельно он писал книги автобиографического характера. Заслуги мастера были отмечены на его родине, в Великобритании. В 2009 году его наградили Орденом Британской Империи. К сожалению, долго наслаждаться званием орденоносца Видалу Сассуну не пришлось. В 2012 году он скончался от лейкемии, находясь в своем особняке в Лос-Анджелесе.
Тем не менее, начатое им дело продолжает жить и развиваться. Сейчас в мире работает свыше двух десятков салонов под маркой Сассуна. Кроме того, существует 11 парикмахерских академий, где совершенствуют свои навыки молодые мастера салонного искусства.
Видал Сассуна можно назвать человеком-легендой, внесшим в парикмахерское искусство такой же огромный вклад, как и Коко Шанель в высокую моду. Женщины всего мира благодарны великому мастеру за простые гармоничные прически, которые не нуждаются в укладке.