Административным центром итальянской провинции Эмилия-Романья является город Феррара. Этот населенный пункт имеет длинную и интересную историю, начинающуюся еще в античный период. Сейчас он не слишком известен широкой публике, однако в былые времена город на равных соперничал по экономическому развитию и политическому влиянию с Миланом, Флоренцией, Венецией. И что интересно, в немалой степени это ему удавалось благодаря наличию в Ферраре довольно мощной еврейской общины, которая в период максимального развития города достигала 1500 человек. Но обо всем по порядку.
Город Феррара появился благодаря нашествию гуннов. Спасавшиеся от диких варваров беженцы из Аквилеи нашли среди болот Паданской равнины подходящее место и основали там город. Спустя некоторое время на месте поселка возникла крепость, к настоящему времени не сохранившаяся, однако тогда сыгравшая значительную роль в обороне края от варваров. Есть намеки, что уже тогда, в V-VII веках в нем появились первые еврейские поселенцы, правда, документально это не обозначено.
Зато известно другое. В несколько более поздний период, в X-XI столетиях, Феррарой стали править тосканские аристократы. Они добились для города значительных вольностей, что привело к его заметному экономическому процветанию. По своим размерам, политическому и экономическому значению Феррара приблизился к своим конкурентам: Венеции, Милану и Флоренции. В него потянулись люди из менее стабильных регионов Северной Италии. И среди множества беженцев, нашедших здесь для себя кров, были и евреи.
Именно в этот период, а точнее в 1088 году, появилось первое документальное свидетельство о наличии в городе постоянно проживающих иудеев. Но, по всей видимости, еврейская община в Ферраре еще не играла какой-нибудь значительной роли. Она просто была. Ситуация кардинальным образом изменилась в конце 1200-х годов. В 1264 власть в городе перешла к клану д’Эсте – именитому дворянскому роду, уже утвердившемуся в Веронской области, представители которого вполне терпимо относились к наличию в Ферраре евреев и даже старались использовать их деловые качества для своей пользы.
За это еврейская община города получала определенные преференции. Будучи ревностными представителями пропапской партии гвельфов, герцоги д’Эсте, тем не менее, всячески покровительствовали иудеям и неоднократно защищали их от репрессивных папских указов. Конечно же, это вовсе не отменяло все постановления, приходившие на места из Рима. К примеру, в XIV веке еврейская община Феррары была обложена непосильными штрафами. Но все же она имела возможность динамично развиваться, принося пользу, как себе, так и городу.
К концу 1300-х годов Феррара буквально расцвела. Благодаря наличию удобных путей сообщения с Болоньей, Вероной и Венецией город превратился в важный культурный и экономический центр. Там начал действовать собственный университет, который впоследствии сотрудничал с самыми именитыми учеными того времени, основывались музеи, школы и библиотеки, возводились памятники, в местные театры приезжали выступать маститые артисты. Все это требовало денег, и еврейская община исправно пополняла казну города солидными суммами.
Но помогая европейской культуре, евреи не забывали и о своей. При Эрколе I некоему еврею Шмуэлю Мелли было разрешено выкупить особняк и перестроить его в синагогу. С этого момента для иудеев появилась возможность открыто проводить собственные религиозные мероприятия. В 1400-х годах раввину Аврааму Церфати была предоставлена возможность работать в Феррарском университете, где среди прочих предметов он преподавал еще и иврит. Во второй половине XV столетия в городе открылась еврейская типография, ставшая одной из первых такого рода предприятий в мире. Пользуясь возможностью свободно работать, сюда приехал Авраам Фариссол – философ и ученый, первый человек, написавший солидный научный труд по географии на иврите.
Ближе к концу XV столетия еврейская община Феррары пополнилась новыми членами. Сюда приехали изгнанники из Испании. Будучи представителями сефардской ветви, они основали автономную группу, построили свою синагогу, и стали заниматься торговлей и медициной. Чтобы их бизнес поскорее начал приносить пользу городу, евреям предоставили солидные налоговые льготы. Вскоре в Феррару прибыли несколько групп ашкеназских евреев из Германии, Богемии, а также из Неаполя и Болоньи. Для каждой из них находилось место и сфера деятельности. В результате на пике развития города в нем работало до десятка синагог и проживало около полутора тысяч евреев.
Можно сказать, что для евреев Феррары наступил «золотой век». Они вели успешный бизнес, занимались светской и религиозной наукой. Конечно же, не без того, чтобы христианская церковь не вставляла иудеям своеобразные «палки в колеса». В середине XVI столетия по наущению церковников-христиан в Ферраре показательно был сожжен Талмуд. Однако иудеи не ответили на это надругательство озлоблением. Напротив, в 1554 году в город съехались представители еврейских общин Италии, чтобы обсудить возможность удаления из еврейских религиозных книг фрагментов, вызывающих недовольство христианской церкви.
Однако случаи, подобные публичному сожжению Талмуда, все же были единичными. Они не мешали творческой работе известных еврейских ученых, литераторов, значительное количество которых постоянно или временно проживало в городе. Феррарская еврейская типография исправно печатала книги на иврите, успев выпустить их свыше 30 наименований. И такая ситуация сохранялась вплоть до конца столетия, пока в 1598 году не скончался последний герцог из рода д’Эсте.
Воспользовавшись возможностью, папа Климент VIII прибрал процветающий город к своим рукам. Немедленно против еврейской общины стали применяться ограничительные, а то и просто репрессивные меры. Из Феррары начался массовый отъезд его жителей. Из города бежали не только евреи, но и христиане. За два десятилетия, прошедшие после кончины герцога Альфонсо II, его население сократилось на треть. Для евреев, оставшихся в городе, наступили трудные времена. Их заставляли за бесценок продавать свою недвижимость, большая часть синагог была закрыта. При выходе на улицу евреи обязаны были носить желтую повязку на одежде.
Однако подобные меры были только началом боле серьезных мер по давлению на еврейское население. Очень скоро еврейским врачам запретили оказывать помощь христианам, иудеев принуждали массово принимать обряд крещения, а по городу прокатились еврейские погромы. Однако папским представителям и этого было мало. В 1624 году на окраине Феррары началось строительство закрытой зоны – гетто, куда вскоре выселили все еврейское население города. Поразительно, но в цивилизованной Европе такое гетто просуществовало более 200 лет, и было окончательно упразднено лишь в 1860 году после череды межевропейских войн. Но для евреев Феррары это уже не имело особого значения, ведь их число в городе стало усиленно сокращаться, и к настоящему времени упало до всего нескольких десятков человек.