Давайте попробуем разобраться с одной необычной еврейской традицией отвечать вопросом на вопрос.
Есть такой старый бородатый еврейский анекдот. По зимней степи, ночью в жгучий мороз и сильный ветер куда-то бредет еврей. Замерзая от холода, он высматривает какое-нибудь жилье, и удача ему улыбается: вдали он видит спасительные огоньки. С трудом добравшись до строения, он стучится в запертую дверь. Изнутри доносится: «Кто там?» И еврей, не удержавшись, задает встречный вопрос: «А там кто?»
В данной ситуации четко прослеживается одна необычная еврейская традиция: отвечать вопросом на вопрос. Для большинства других наций, особенно европейских, подобная ситуация является признаком невоспитанности человека, но для евреев вместо прямого ответа на заданный вопрос задать встречный – это абсолютно нормальное явление. Зачастую такое поведение спрашивающего человека ставит визави в тупик. Ведь только он что-то пытался узнать у собеседника, а тут внезапно приходится отвечать самому. Понятно, что подобный стиль разговора выводит человека из равновесия, и он невольно показывает свои истинные намерения.
Столь необычный разговорный стиль представителей древней нации вызывает законный вопрос: «По какой причине данная практика выработалась у евреев?» Ответ кроется в истории еврейского народа. Несмотря на то, что он отличается жизнелюбием, юмором и умом, судьба его в продолжение многих столетий была довольно трагической. Не слишком многочисленную нацию постоянно покоряли завоеватели, после чего евреям доводилось жить в окружении других народов, зачастую относящихся к ним враждебно.
И как в такой ситуации отвечать на проявление агрессии практически бесправному человеку? Исключительно нестандартным поведением, заставляющим нападающего на некоторое время переключить свой объект внимание. Тех нескольких мгновений, которые потратит противник на обдумывание встречно заданного вопроса, хватает для выработки правильной линии поведения. А дальше уже – как повезет. Но в любом случае еврей получает, пусть и небольшую, но фору во времени. И эти мгновения могут быть решающими.
Психологи уже давно нашли ответ на такую линию поведения. Согласно их объяснению человек, задающий вопрос, всегда находится в более выигрышном положении. В разговоре он считается лидером и «атакует» собеседника своими вопросами. В свою очередь для обдумывания ответа «атакуемому» требуется время. Для того чтобы его найти, ему надо «контратаковать» собеседника встречным вопросом. Из наиболее безобидных вариантов существует банальная просьба повторить уже заданный вопрос. В итоге, пока несколько обескураженный «лидер» пытается повторить свой вопрос, он даже не догадывается, что сам уже перешел в статус «атакуемого», а значит, начинает проигрывать в беседе.
Причин для такого поведения у евреев может быть великое множество. Это и простая попытка повеселить общество, и защитная реакция, и желание, сказав, как можно меньше о себе, узнать больше о собеседнике. Но вопрос вопросу рознь, поэтому неправильно заданный собеседнику он может только ухудшить ситуацию. Следовательно, задаваемый встречный вопрос должен четко соответствовать сложившейся ситуации, чтобы не вызвать дополнительной агрессии в свою сторону.
Как ни удивительно, но данной науке евреев обучают с детства. Этому помогает традиционная еврейская система образования. Совсем еще юных мальчиков и девочек при изучении священных текстов заставляют не только запоминать их, но и анализировать, для чего они должны научиться ставить вопросы. А учитывая многочисленные недосказанности в существующих священных текстах, для получения четкого и однозначного ответа надо выучиться ставить абсолютно конкретный вопрос.
В итоге, вступая во взрослую жизнь, евреи уже умеют использовать свое абсолютно незаметное, но постоянно имеющееся при себе оружие – умение задавать встречный вопрос. Как им воспользоваться, зависит от самого человека. Но в любом случае, если еврея захотят уязвить, спросив, зачем он отвечает вопросом на вопрос, то вместо пространного ответа получат фразу, фактически заводящую в тупик: «А почему вы спрашивайте?»
— Почему евреи постоянно отвечают вопросом на вопрос?
— Кто вам сказал такую чушь?