Истинная судьба городов Содом и Гоморра, давно ставших иносказательным обозначением извращенных плотских отношений, до сих пор покрыта тайной. О том, что же на самом деле происходило в этих местах, сейчас уже достоверно сказать невозможно, поэтому приходится опираться исключительно на страницы Библии. Впрочем, там все обозначено крайне размыто.
Неясно, чем же конкретно занимались горожане, что их столь жестоко покарал Господь. Ситуация запутывается еще больше, учитывая как нравы того периода, так и современные понятия о нравственности.
Пожалуй, следует начать с классической формулировки. Из Библии известно, что земли Содома и Гоморры были крайне плодородными. Край считался богатым, а жить в нем было престижно. Вполне возможно, что племянник Авраама Лот именно по этой причине выбрал данное место для жительства. Однако богатство способствовало разложению нравов жителей края, и в своем поведении они начали переходить рамки дозволенного. В конце концов, долготерпению Всевышнего пришел конец, и он покарал жителей этих земель, полностью уничтожив не только города, но и почти все их население.
К чести Авраама, он пытался отвести божественный гнев и даже сумел договориться о предотвращении ликвидации поселений с их жителями, но так и не сумел найти среди них даже одного десятка праведных людей. Последней каплей, сделавшей гибель городов неминуемой, стало появление в них под видом странников двух ангелов – Божьих посланников. Лот приютил их у себя в доме, предложив им еду и постель, но ближе к ночи у его дома начали собираться возбужденные горожане, требуя выдать им на расправу гостей.
Как ни старался Лот образумить толпу, бушевавшую под окнами его дома, ничего не помогало. Горожане были непреклонны в своих требованиях: выдать им пришлых странников. В итоге, ангелам, переодетым в путешественников, пришлось применить собственные методы успокоения толпы. Все горожане в один миг ослепли, что дало возможность самим ангелам, Лоту и членам его семьи сбежать их Содома.
Современники уверены в том, что содомляне были наказаны за мужеложство, а содомия давно стала обозначением именно подобных половых отношений. Но если пройтись конкретно по тексту, то становится понятно, что все не так однозначно. Что было дальше, хорошо известно. Дав возможность Аврааму и близким ему людям отойти от Содома на безопасное расстояние, Господь уничтожил города этого края вместе со всеми их жителями. Авраам ушел потом в другие земли, а Лот с дочерьми остался жить близ порушенных городов, дав начало сразу двум нациям – моавитянам и аммонитянам.
На первый взгляд, жители Содома и Гоморры, погрязшие в грехах, были наказаны, навсегда исчезнув с лица земли. Но если присмотреться пристальнее, то возникает вопрос о том, а за какие, собственно, грехи они оказались наказаны. Для большинства людей, как знающих, так и вовсе не читавших Библию, нет сомнения, что грехом этим является мужеложество, в церковных текстах именуемое как содомия. В подтверждение данной формулировки приводятся строки из библейского текста, в которых говорится, что людская толпа, окружившая дом Лота, требовала отдать им странников для того, чтобы «познать» их.
Кажется, что все ясно: погрязшие в грехах содомляне потребовали выдать им двух неизвестных мужчин для определенного рода утех. Но если вчитаться в текст Библии внимательнее, то можно понять, что у дома Лота собрались «содомляне, от молодого до старого» с уточнением «весь народ со всех концов города». То есть, выходит, что для занятий определенного рода утехами всего с двумя непонятными мужчинами, содомляне мужского пола привели с собой еще и свои семьи. Не слишком ли смело даже для погрязшего в грехах города? А может, дело могло быть в чем-то другом?
Филологи знают, что многие слова в языках разных народов часто имеют несколько значений. Так и в данном конкретном случае в момент разговора содомлян с Лотом произносился еврейский глагол «yada». Однако его перевод, сделанный для Библии, как «познаем» можно интерпретировать и несколько иначе. Это может быть «познакомимся» или «узнаем». И что интересно, именно в таком контексте этот глагол в абсолютном большинстве случаев и встречается в библейских текстах. Данное слово в плане половых отношений было применено лишь 10. Всего же оно встречается в Библии более 900 раз.
Тогда зачем у стен дома Лота собрались горожане, прихватив с собой еще и жен с детьми? Причем, их не устроило даже предложение отдать для успокоения разъяренных мужчин двух малолетних дочек Лота. Людей явно интересовала совершенно другая тема. Они хотели знать, кто эти мужчины, появившиеся в доме чужака, каковым его считали большинство содомлян. Жителей интересовало, почему гости остановились именно у Лота, а не в другом доме. Данный вопрос становится тем более актуальным, если знать, что совсем недавно закончилась война Содома с другими городами. Тогда, возможно, содомляне попытались разобраться, а не пробрались ли в их город вражеские лазутчики.
Вопрос о грехопадении содомлян тем более становится актуальным, если дальше вчитаться в текст Библии. Оставшийся в пещере Лот вступает в половую связь со своими дочерьми, и это Библией совершенно не критикуется. Это просто является свидетельством того, что данная связь была не по воле Лота, а по желанию его дочерей, и от этих отношений пошли сразу два новых народа – моавитяне и аммонитяне. То есть, выходит, что Библией осуждается гомосексуализм, а инцест (половые отношения отца с дочерьми) приветствуется? Как-то это не вписывается в истинно библейское понимание добра и зла, праведности и греха.
Конечно же, ситуацию с Лотом можно объяснить исключительностью момента. Мол, у девушек не оставалось иного выхода, ведь вокруг, кроме собственного отца, не осталось ни одного мужчины, а род продолжать как-то надо. Вот и пошли они на этот крайне специфический поступок. Но тогда, возможно, и у жителей Содома и Гоморры грех заключался вовсе не в нетрадиционных отношениях между мужчинами, а в чем-то другом?
Они могли поклоняться идолам, но в те времена все народы, кроме семьи Авраама, поклонялись им. Тогда остаются только два греха: прелюбодеяние и злоупотребление едой. И действительно, в плане последнего содомляне себе не отказывали ни в чем. Ели они много и вкусно, причем пища часто готовилась из продуктов, которые запрещалось употреблять евреям. Но в настоящее время многие из этих продуктов считаются деликатесами, и тогда вопрос о грехе содомлян остается открытым.