Жизненный путь уроженца Витебска Мойши Сегала, известного всему миру в качестве знаменитого художника Марка Шагала, является целой эпохой, события которой в полной мере отразились в творчестве этой талантливой личности.
Одухотворенный мир его творений, проникающий в самую глубину человеческой души, наполнен ощущениями тайн бытия.
Ночь
«Ночь», написанная в 1953 году, продемонстрировала смену направленности живописи мастера, связанную с его переездами. Данное полотно создано после возвращения в Париж из эмиграции. Кроме того, в 1952 произошла встреча с хозяйкой шляпного салона Валентиной Бродской, существенно повлиявшей на судьбу художника. Кстати, именно эта женщина, с которой Шагал прожил 33 года, оказалась для него прекрасным менеджером. В своей мистической «Ночи», отображающей религиозную тематику, живописец передал тоску по родному Витебску. Особенную роль здесь играет цветовая гамма. В красном петухе, связанном с религиозными воззрениями мастера, воплощаются его предчувствия тревожных перемен. Присутствует здесь и летающая женщина, символизирующая абсолютную свободу путешествий в сновидениях.
Над городом
«Над городом» – творение, которое, без преувеличения, знают все. На ней Шагал изобразил себя и жену, летящими над домиками Витебска. Художник хотел показать людям быстротечность времени. Здесь нет детализации объектов, логики, физических законов. Перед зрителями лишь парящие души влюбленных в романтическом мире снов и воспоминаний. Но вот под забором изображен человечек, справляющий нужду. Реальный мир врывается в картину, где ирония быта находится рядом с лирикой любви.
Ворота еврейского кладбища
«Ворота еврейского кладбища», созданные в 1916 году, отображают как духовный, так и греховный мир. Первый обращен к небесам, второй рушится, превращаясь в хаос. На переднем плане изображены монументальные с надписями врата, увенчанные шестиконечной звездой, которые распахнуты для новых обитателей. Лунная дорожка ведет к захоронениям, находящимся в центре полотна. Ночное небо представляет собой абстрактные, хаотично расположенные цветовые плоскости. Здесь важно понимать, что тот год для художника был наполнен предчувствием вселенской трагедии.
Скрипач
«Скрипач» – картина, датируемая 1912-1913 годами, переполнена тонами, выражающими энергию живописца. Следует отметить, что скрипач для еврейского менталитета является весьма важной фигурой. Без него не обходились ни свадебные, ни похоронные церемонии. Таким образом, музыкант со скрипкой становился символом всей жизни человека. Вот и на полотне присутствуют три времени года: желтые оттенки осени, переходящие в зеленые тона весны. А на заднем плане – зимние крыши домов, покрытые белым снегом. Скрипач же, словно состоящий из разных фрагментов, разноцветен. В верхней части дома художник якобы расположил его, вспомнив дядю, уходившего пить компот на крышу для спокойствия души.
Старушка с клубком
«Старушка с клубком» создана молодым художником в 1906. На этом жизненном этапе он только обучался изобразительному искусству сначала в Витебске у живописца Юделя Пэна, далее в петербургской Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которой руководил Н. К. Рерих. Кстати, в Петербурге высоко оценили способности юноши, взяв его на обучение сразу на 3-й курс. «Старушка с клубком» – чисто экспрессионистская картина, где выражение превалирует над изображением.
Голубые любовники
«Голубые любовники» – картина 1914 года из известной серии, посвященной дочери ювелирного мастера Белле Розенфельд, которую боготворил Шагал. Картина создавалась в пору счастливой совместной жизни Марка и Беллы. И после смерти любимой супруги художник постоянно вписывал ее черты практически во все создаваемые образы женщин. «Голубые любовники» с искаженными, точно во сне, вещами и пространством, отличаются фантасмагоричностью. Синий цвет, являвшийся для мастера воплощением царства Небесного, использовался им для передачи счастливой влюбленности, безграничной нежности.
Модель
«Модель» – творение живописца 1910 года. Живя в это время в Париже, Шагал приобщился к кубизму, фовизму, экспрессионизму – весьма популярным авангардистским течениям в искусстве. К слову сказать, именно во Франции мастер стал именовать себя Моисеем. На картине художник изобразил молодую художницу, одетую по последней парижской моде. В комнате, где она находится, на стене висит ковер со славянскими орнаментами, что является своего рода данью родине. В самой художнице не ощущается беспокойства, но преобладающие красные оттенки полотна вызывают душевную тревогу. Скорее всего, художник запечатлел собственные переживания и волнения в связи с переселением в Париж.
Свадебные огни
«Свадебные огни» изображают фрагмент венчания мужчины и женщины, в которой угадываются черты музы Шагала, его супруги, с которой он прожил 30 лет. Картина написана в 1945 спустя почти год после смерти любимой жены. Впоследствии, даже вступая в отношения с иными женщинами, Шагал воплощал в своих творениях только черты Беллы.
Белое распятие
«Белое распятие», созданное в 1938, воплотило современный мир таким, как его видит мастер. Поистине драматичное полотно пересекается широким белым лучом сверху вниз, который освещает Христа, заставляя видеть его сон, а не смерть. Здесь есть зеленая фигурка человека, несущего за плечами мешок. По мнению искусствоведов, это может быть еврейский странник либо пророк Илья. На полотне изображена и лодка с людьми как символ надежды на спасение еврейского народа от нацистских преступников. Не следует забывать, что за год до начала Второй мировой войны нацисты убили множество евреев. На заднем плане показаны страдающие от погромов люди, горящие дома. «Белое распятие» явилось прямым предсказанием будущего Холокоста.
Прогулка
«Прогулка», написанная в 1918, изображает мужчину и женщину, которые держатся за руки. Несложно угадать в них Марка, стоящего на земле, и Беллу, парящую в небесах. Пара словно объединяет земной мир со сновидениями. Эта картина вошла в триптих, к которому относятся работы «Над городом» и «Двойной портрет», где Белла восседает на плечах супруга, готовясь прыгнуть. «Прогулка» трактовалась искусствоведами как своего рода бегство от реальной жизни с ее революционными потрясениями.