За давностью лет уже мало кто знает, что в 1945 году сокровища Дрезденской галереи находились под угрозой полного уничтожения. И дело не в том, что к германским границам настойчиво и неотвратимо приближались «кровожадные орды неграмотных русских солдат». Как раз наоборот: это хотели сделать вполне себе цивилизованные и образованные европейцы и американцы. А вот спасли большую часть галереи от гибели как раз советские солдаты, руководимые никому тогда не известным младшим лейтенантом Рабиновичем, художником по образованию, буквально чудом выжившим в огненной мясорубке войны.
Военная судьба Леона Нухим-Вольковича Рабиновича совершала удивительные кульбиты. Осенью 1941 года он в числе множества других военнослужащих Красной армии попал в окружение под Киевом. Простая случайность помогла ему избежать гибели. Ведь тогда немцы, абсолютно не церемонясь с попавшими к ним в руки евреями и коммунистами, немедленно их расстреливали. В 1942 году Рабинович сумел бежать из плена и даже пробраться через линию фронта к своим. Пройдя через мелкое сито тщательных допросов в особом отделе, Леон вновь вернулся в строй и в составе действующей армии дошел до самой Германии. И вот здесь наступил его звездный час.
Когда войска Красной армии были уже на подходе, тяжелые бомбардировщики союзных английских и американских ВВС нанесли мощнейший бомбовый удар по Дрездену. В огне погибли десятки тысяч его жителей. Город был превращен в руины. Подверглось разрушению и здание, в котором располагалась знаменитая Дрезденская галерея. Высшее руководство Советского Союза поставило перед вошедшими в город военными задачу: выяснить судьбу галереи. Командование 5-й гвардейской армии немедленно организовало несколько отрядов, которые занялись поиском следов пропавших шедевров.
Одну из таких групп возглавил младший лейтенант Леон Рабинович, до войны окончивший Киевский художественный институт. Хорошо зная немецкий язык, он не только изучал руины замка Цвингер, в котором располагалась галерея, но и активно расспрашивал о ней местных жителей, в том числе и бывших работников культурного заведения. Расспросы дали Рабиновичу первичную информацию о том, что сокровища галереи, возможно, не попали под бомбардировку. Еще в январе месяце из здания проводилась эвакуация значительной части ее экспонатов.
Одна из выживших работниц Альбертиниума (зала, в котором демонстрировались скульптуры) указала на здание Академии, припомнив, что некоторая часть машин ездила в том направлении. И данное строение тоже подверглось бомбардировке, Рабинович со своими людьми немедленно отправился туда. И здесь его ожидала первая удача. На одной из стен здания были явно заметны следы свежего ремонта. Оперативно вызванные саперы сделали пролом. В открывшемся проходе стало видно зал, заполненный скульптурами. Впоследствии выяснилось, что именно здесь были спрятаны несколько сот древних статуй из Дрезденской галереи.
После разминирования группа Рабиновича приступила к тщательному осмотру помещения и в его глубине обнаружила неприметный шкаф-секретер. Это была вторая удача! В нем оказалась полная картотека галереи. Но главная находка оказалась впереди. Среди бумаг, лежавших в секретере, была обнаружена, так называемая, слепая карта, испещренная множеством непонятных пометок. Однако военные быстро разобрались с ней. Это была карта самого Дрездена и его близлежащих окрестностей. Рабинович понял, что поиск идет в правильном направлении. Оставалось только понять смысл пометок, сделанных на карте.
Началась проверка всех мест, на которые эти метки указывали. Во время проверки точки, обозначенной буквой «T», бойцы обнаружили замаскированный туннель. Выяснилось, что это была старая каменоломня. После того как вход в туннель был очищен, внутри него оказался товарный вагон, доверху набитый картинами. Мало того, вглубь буквально рядами уходили прислоненные к стенам другие полотна, к многим из которых уже подступала просачивающаяся по стенам вода. Немедленно была организована эвакуация шедевров, среди которых, как потом выяснилось, находилась и бесценная «Сикстинская Мадонна» Рафаэля.
Следующий раз удача улыбнулась поисковикам в точке, обозначенной буквами «PL». Неподалеку от города Мариенберг они обнаружили полузатопленную известняковую шахту, в которой было порядка 350 картин. Многие из них находились в крайне тяжелом состоянии: от постоянного воздействия влаги красочный слой на полотнах попросту начинал отслаиваться. Все найденные творения требовали немедленной реставрации. Следует отметить, что их удалось спасти.
Так стараниями никому доселе неизвестного еврея-художника миру были возвращены бесценные сокровища Дрезденской галереи. А сам он впоследствии стал писателем Леонидом Волынским, рассказавшим об этих удивительных событиях в своей повести «Семь дней».