Легендарный бард Владимир Высоцкий, выросший в глубоко советской семье, писал, что по паспорту и в душе он русский. Однако был прекрасно осведомлен о своих еврейских корнях по линии отца Семена Владимировича (Вольфовича), и они для поэта кое-что значили.
В одном из своих творений поэт так и писал: «Жили-были евреи Высоцкие». Кроме того, у Владимира Семеновича имелось много знакомых еврейской национальности. Да и песен, сочиненных им о евреях, было немало. Вот лишь пять из них.
Баллада о детстве
«Баллада о детстве» рассказывает о нежном возрасте автора от лица мужчины, уже умудренного жизненным опытом. Здесь есть упоминание о тяжком военном времени, когда даже малыши привыкали к сиренам и тушили «зажигалки», и не менее трудном послевоенном периоде. В стихотворном тексте евреи встречаются не единожды. Здесь есть намек на собственную семью, где говорится о возвращении отцов и братьев по своим и чужим домам. Как известно, отец Высоцкого служил кадровым офицером, однако с войны возвратился к другой женщине. Так что с юных лет поэт «доподлинно узнал, почем она, копеечка». Есть в песне и явная еврейка Гися Моисеевна, бывшая соседкой по коммунальной квартире в доме на Первой Мещанской. Бедная еврейская женщина переживает как собственные проблемы, так и трудности близких родственников. «Баллада о детстве» затрагивает «времена укромные» с беспросветным бытом, которые пережило не одно поколение. Там, где все были на виду, естественно, не оставался в стороне и острый еврейский вопрос.
Антисемиты
Содержание песни «Антисемиты» довольно грустное, однако, по большому счету, весьма показательное. В нем Высоцкий упоминает знаменитых евреев: физика Альберта Эйнштейна, американского президента Абрама Линкольна, кинодраматурга Каплера, пострадавшего от Сталина, знаменитого комика Чарли Чаплина, основоположника марксизма без упоминания имени. Не забыл поэт и о своем друге Рабиновиче, жертвах фашизма, имея в виду, по всей видимости, миллионы евреев, погибших в период Холокоста. По большому счету, русские люди не имели особых причин плохо относиться к евреям, однако антисемитизм среди них процветал. Причины этого были огульны и абсурдны. Они-де Бога распяли, пили кровушку христианских младенцев, замучили слона в зоопарке, украли урожай хлеба прошедшего года, понастроили дач по Казанской и Курской железной дороге, чтобы жить там, как боги. В общем, во всем евреи виноваты, поэтому и Россию от них надо спасать.
Мишка Шифман
«Мишка Шифман» входит в число самых популярных шуточных песен Высоцкого. Когда слышишь ее впервые, то поначалу смеешься, а потом задумываешься и понимаешь, что простота здесь поверхностная. Неспроста уже в самом начале слушатель узнает, что Мишка Шифман «башковит», по профессии он врач. Так что несуразицы, встречающиеся в тексте, идут не от образованного Мишки, а от его друга Коли, который пересказывает его слова. По большому счету, в этой песне отражена история советского еврейства. В ней рассказывается, о чем думали и чего желали дети Сиона в поздние советские времена. В коммунизм они уже не особо верили, как и их современники. Вот только евреи в отличие от славян имели свою историческую родину, куда стремились уехать. Но только в те времена не каждый, в частности, из-за «пятой графы» мог отправиться к «морю Израилеванному».
Наш киль скользит по Дону ли, по Шпрее
Наш киль скользит по Дону ли, по Шпрее,
По Темзе ли, по Сене режет киль…
Куда, куда вы, милые евреи,
Неужто к Иордану в Израиль?
Оставя суету вы
и верный ваш кусок,
И — о! — комиссионных ваших кралей,
Стремитесь в тесноту вы,
в мизерный уголок,
В раздутый до величия Израиль!
Меняете вы русские просторы,
Лихую безнадёжность наших миль
На голдомеирские уговоры,
На этот нееврейский Израиль?!
«Наш киль скользит по Дону ли, по Шпрее» – начальная строка короткой и горькой песни, в которой Владимир Высоцкий переживает о том, что «милые евреи» покидают советскую страну. Поэт сожалеет о том, что они меняют русские просторы на тесноту «раздутого до величья Израиля». В песне не столько ирония, ведь жизнь евреев складывалась в СССР далеко не лучшим образом, сколько горечь и сочувствие тем, кто уезжает, поддавшись на «голдомеирские уговоры» в «нееврейский Израиль».
Песня про врача
«Песня про врача» выражает сожаление о том, что советская власть не ценит талантливых евреев. В ней в шуточной форме поется о нейрохирурге, огромном светиле медицины, который вытаскивал людей буквально с того света. Известно, что евреи-врачи славились еще со времен монголо-татарского ига. И в дальнейшем высокий профессионализм докторов, как правило, ассоциировался именно с представителями еврейской нации. К сожалению, в СССР «пятая графа» была камнем преткновения для продвижения по службе. Это впоследствии и стало основной причиной для эмиграции на историческую родину.