На первый взгляд ответ на вопрос о том, верят ли евреи в магию, кажется достаточно простым. Ведь в Торе говорится о магии в период Исхода. Именно тогда колдуны Фараона предпринимали попытки подражать египетским казням и необычным деяниям. В то же время в священной книге иудеев есть несколько строк, запрещающих колдовство и магию.
На первый взгляд ответ на вопрос о том, верят ли евреи в магию, кажется достаточно простым. Ведь в Торе говорится о магии в период Исхода. Именно тогда колдуны Фараона предпринимали попытки подражать египетским казням и необычным деяниям. В то же время в священной книге иудеев есть несколько строк, запрещающих колдовство и магию. В одном месте Торы говорится, что евреи должны позволять жить волшебнику, а в другом, что действа колдунов и предсказателей мерзки Богу.
По всей видимости, в иудейском священном писании предполагается существование таких понятий как «магия» и «колдовство». В противном случае не нужно было бы их запрещать.
Большинство людей, имеющих близкое отношение к Торе, предполагают реальное существование магии. С таким утверждением не согласен выдающийся еврейский богослов и философ Маймонид. На чем же базируется такое несогласие?
Объяснив наказание за магическую практику Моше бен Маймон, говорит, что все вышеизложенное является ложью, с помощью которой идолопоклонниками вводились в заблуждение языческое население. А цель ее – вести за собой. Но мудрый еврейский народ не мог быть вовлеченным в такую пустоту и принимать за чистую монету, что магия обладает хоть какой-то ценностью. Каждый верящий в нее и считающий правдой – просто слабоумный глупец. Учителями мудрости и совершенных знаний доказано, что практики, запрещаемые Торой, являются отражением тщеславия и пустоты. Они привлекают лишь недалеких людей, которых заставляют отречься от иных истинных путей. А магические эпизоды в Торе – на самом деле лишь иллюзии и трюки. В священном иудейском писании дается совет человеку о том, чтобы он был частью веры с Господом его.
А вот поэт, каббалист, один из величайших Талмуда и Танаха Нахманид считает, что магия запрещена, ибо она работает. Рабби Моше Бен-Нахман утверждал, что Всевышний создал все из ничего. Господь поместил силу земли и всего в ней находящегося в созвездия и звезды согласно их движения и направления. Одним из великих божественных чудес стало размещение в высших слоях силы, откуда можно было управлять низшими слоями. Однако Создатель желает регулярно руководить созвездиями, размещенными в них. Это и является секретом силы магии. Таинственные практики, противоречащие Высшему Свету (так говорилось раввинами) способствуют разрушению простых сил природы, в определенном смысле противореча высшим царствам. Так что Тора, запрещая магические действа, ставит своей целью оставить функционирование мира в естественном ритме, чего хочет сам Всевышний.
Согласно Нахманиду Бог наряду с физическим миром сотворил «духовный», благодаря которому можно управлять первым. Но не все «духовное» – это «святое» или «божественное». Порой бывает даже наоборот. Господь – создатель природы с ее законами. Соответственно Он желает, чтобы она работала в соответствии с ними. Нарушение кем-то природной системы, включая и «духовный слой», с помощью магических практик означает противоречие божьей воли.
При осознании существования духовной силы, влияющей на мир, и ее использовании появляется опасность появления помыслов о независимой от Бога силе, благодаря которой возможно управление миром. А это уже является идолопоклонством.
Данные противоположные позиции Маймонида и Нахманида могут быть приняты. Однако некоторые исследователи предпринимают попытки объединить мнения двух мудрецов на том основании, что Маймонид, невзирая на свои заявления, считал, что магические практики могут работать. Зачем же он убеждал людей в обратном? Возможно, чтобы отдалить их от использования магии. А может быть, чтобы убедить, что магия начинается от «нечистых» источников либо что такие практики работают лишь при вере в них людей. Относительно «дурного глаза» и иных подобных явлений в Талмуде утверждается, что при условии недопущения их в свое сознание, они быстро перестанут существовать. Так что если человек не верит в действенность колдовства, то он, таким образом, не позволяет ему работать.
Однако вне зависимости от точки зрения о магии все соглашаются, что она является созданием Всевышнего и не противоречит его единству. И хотя в настоящее время порой возникают сложности с признанием истинного единства с Создателем, как в природном, так и в духовном мирах, люди ожидают дня принятия всеми единства Бога. Ведь в Святом писании говорится, что Господь будет единственным королем всего мира.