На улице Мазаль Арье в израильском портовом городе, признанном одним из древнейших поселений, есть оригинальная я композиция, именуемая «парящим апельсиновым деревом». Она была создана скульптором Раном Морином в 1993 и, что называется, пришлась к месту старого Яффо, став его символом.
Почему же именно апельсин стал символом Яффо? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к современной израильской истории. В государстве Израиль, возродившемся в 1948, главной статьей доходов стала продажа цитрусовых за рубеж. В тот период именно в Яффо росло много апельсиновых рощ. Особенно популярными были вкусные апельсины, относящиеся к сорту Шамаути. Брызжущие соком плоды, практически не имевшие косточек, долгое время сохраняли свою свежесть даже при транспортировке на длинные расстояния.
Апельсины с ярлыком «Jaffa», начиная с середины 1960-х, активно продавались в Советском Союзе. А дело в том, что в 1964 произошла известная «апельсиновая сделка», согласно которой Израилю тогдашним коммунистическим лидером Никитой Хрущевым были продана расположенная на Земле Обетованной недвижимость, принадлежащая до революции 1917 Российской империи. А «апельсиновой» ее назвали по причине того, что 2/3 суммы по договоренности оплачивалось импортом цитрусовых фруктов из Израиля в СССР. Советская детвора очень любила красивые и безумно вкусные оранжевые плоды с наклейкой «Jaffa», не догадываясь, что они родом со Святой Земли.
Помните Чебурашку? Книга Успенского написана в 1965 году. До 1967 года поставлял апельсины и другие цитрусовые Советам исключительно Израиль. То есть Чебурашка родом из Яффо.
Конец 1970-х ознаменовался не просто неприятным, а трагическим событием. Израильские апельсины были отравлены ртутью арабами, что повлекло за собой гибель европейских детей и громадные финансовые убытки для страны. Тогда это вынудило государство не зацикливаться на аграрном секторе, а развивать отрасли, связанные с интеллектом, что впоследствии позволило Израилю добиться значительных успехов.
Ныне Яффо не окружают благоухающие апельсиновые рощи, однако память о них оказалась столь прочной, что оранжевый плод, похожий на солнце, так и остался символом города.
Когда мастер Ран Морин создавал свою уникальную композицию, то он интересовался как историей края, так и философией. Ведь растение, помещенное в «яйцо», должно напоминать, что человечество – это дети, которые выросли в «скорлупе» в виде каменных резервуаров, оказались разлученными с землей, со своими древними корнями. Люди все больше забывают о своем природном начале. Удаляясь от природы, они порывают с ней связи.
Существует еще одно толкование красивого образа «парящего дерева». Оно является символом еврейского народа, оторванного от своей исторической родины и разбросанного по всей планете, однако не покорившегося обстоятельствам, продолжающего жить, давать отпор трудностям и дарить плоды.
Одна из легенд о «парящем апельсиновом дереве» рассказывает, что некий местный житель решил вырастить апельсины на муниципальной земле. Чиновники согласно закону заставили его срубить посаженное дерево. Однако человек подвесил его так, чтобы оно не касалось почвы. Вот тут-то чиновники не смогли ничего сделать, ведь закон-то не был нарушен. Так что, оказывается, из самой, казалось бы, неразрешимой ситуации, можно найти выход.
Множество интересных легендарных историй связано с этой неповторимой «живой скульптурой», без которой уже немыслим Яффо.