Взрослая женщина, мать двоих детей, сломя голову несется за отъезжающим трамваем и на ходу вскакивает на подножку. При этом женщина забывает, что у нее нет билета, и проезд не оплачен. К довершению неурядиц она в прыжке теряет туфлю. И вы думаете она огорчилась? Ничуть не бывало. Она стала хохотать, всем своим видом демонстрируя невыразимое удовольствие от происходящего.
История эта непридуманная, а имя женщины, так сумасбродно догоняющей трамвай, сегодня известно во всем мире. Астрид Линдгрен – автор знаменитой Пеппи Длинныйчулок, Карлсона и еще нескольких десятков удивительных сказочных героев. Она срисовала свою Пеппи с себя и, похоже, как и Пеппи, так и не стала взрослой.
Детство в любви
Астрид Эрикссон (девичья фамилия писательницы) родилась в фермерской семье на хуторе Нес, что неподалеку от небольшого городка Виммербю на юге Швеции. Это была удивительная семья. Ее отец, Самуэль Август Эрикссон и мать Ханна Йонссон, познакомились во время покупок на рынке, когда были совсем детьми. Самуэлю было 13, а Ханне всего 7. Когда Ханне исполнилось 18, они поженились. Удивительно, но чувство, рожденное в детстве, они смогли пронести через всю свою жизнь. Это великое счастье – расти в любви, писала Астрид, вспоминая свое детство. У нее было две сестры и брат. Они очень весело проводили время на ферме и играя в лесу. Родители настолько обожали своих детей, насколько и друг друга, и никогда не ругали их за шалости. Однако дети Эрикссон не были праздными. Они много работали с раннего детства, помогая родителям на ферме. И их забавы и проказы начинались только после того, как будет сделана работа.
Астрид и ее сестры и брат были очень талантливыми детьми, с ранних лет проявлявшими способности к наукам. Все они отлично учились в школе. Астрид же отличалась особыми успехами в изучении искусств, литературы и языков.
В школьные годы в местном журнале даже было напечатано ее первое сочинение. И это был довольно сильный текст. Сочинение понравилось читателям. И Астрид в Несе стали называть Сельмой Лагерлеф из Виммербю. Сама она стеснялась такого прозвища, хотя оно и льстило ей.
Так счастливо, весело, на фоне природы, фольклора и национальных традиций и проходило детство будущей писательницы. Позже, оглядываясь назад, Астрид будет говорить, что именно этот быт, фольклор, местные предания и легенды, а также безграничная любовь родителей и помогли ей стать писателем.
Испытания
Свобода личности, которую культивировали в своих детях Эрикссоны, неожиданно проявилась в Астрид в 16 лет. Несмотря на просьбы родителей, она категорически отказалась продолжать учиться и в 16 лет поступила на службу младшим репортером в местный журнал “Виммербю”. Астрид делала немалые успехи и уже думала всерьез связать свою жизнь с журналистикой, когда с ней произошло событие, изменившее все ее дальнейшие планы. Она забеременела в 18 лет. Отцом ребенка стал редактор ее журнала. Он не согласился узаконить свои отношения с Астрид. В тот период он находился в стадии развода со своей супругой и опасался неприятных последствий для себя.
В то время оказаться в провинциальном городе беременной, не имея штампа в паспорте, было невозможно. И Астрид решает уехать в Данию, в Копенгаген. Там разрешали женщинам рожать, не упоминая имени отца своего ребенка. Родив там прекрасного мальчика, которого она назвала Ларсом, Астрид вынуждена была оставить ребенка в приемной семье. Астрид не имела ни дома, ни работы, ни, соответственно, денег. И это был временный, но вынужденный шаг.
Она уезжает в Стокгольм и устраивается там на работу секретарем на автопредприятие. Там и знакомится со своим будущим мужем, Нильсоном Линдгреном. Он усыновил ее сына, и Астрид смогла забрать мальчика в 1931 году. А в 1934 году в семье Линдгренов родилась девочка, Карин. С этого времени Астрид решает полностью посвятить себя домашнему хозяйству. Но на самом деле именно с этого времени в ее жизнь и приходит настоящее творчество.
Книги
Первое и, пожалуй, самое знаменитое произведение Астрид Лингдгрен, “Пеппи Длинныйчулок”, родилось благодаря ее дочери. Когда маленькая Карин заболела воспалением легких, мама просиживала с девочкой целыми днями. А чтобы не было скучно, она стала сочинять всевозможные истории о маленькой бунтарке, для которой не писаны законы и правила. Смелая и отважная, она не боялась ничего, и находила много забавного в том, чтобы идти против течения.
“Моя мама с таким увлечением бегала со мной в песочнице, что было абсолютно понятно, что от этой забавы она получает удовольствия больше, чем я. Да, она не была похожа на тех мамочек, которые мирно сидят на скаймейке”, – с любовью писал об Астрид ее сын Ларс.
Астрид считала важным, чтобы взрослые не мешали детям развиваться и выражать себя. Уважительное отношение к ребенку, необходимость считаться с его мыслями и чувствами – вот что легло в основу серии рассказов о Пеппи. И это было так революционно, что издательство отвергло первоначально рукопись. Но это не остановило Линдгрен. Она стала писать еще больше. И уже следующее ее произведение, «Бритт-Мари изливает душу», имело успех и получило первый контракт с издательством.
Ее новая книга-фэнтези, “Страна между светом и тьмой”, которая развилась потом в несколько аналогичных сюжетных линий, но уже в других произведениях, – стала прообразом “Нарнии” Льюиса. Грустные дети погружаются в сказочный нереальный мир.
Что примечательно, проблемы у детей начинаются только тогда, когда им не хватает любви, считала Линдгрен и писала в своих книгах именно об этом.
В книге “Малыш и Карлсон” от недостатка любви страдают уже не только дети, но и взрослые. Ведь почему Карлсон прилетал к Малышу? Да потому, что страдал от недостатка любви. Все можно пережить, все это – дело житейское, кроме одного – одиночества.
Для Астрид, которая всегда жила в большой семьей, окруженной вниманием, жить на крыше в одиночку – настоящая трагедия. Женщина, которая всю жизнь буквально купалась в любви, очень остро это все чувствовала. Она посвятила себя тому, чтобы подарить хотя бы частицу этого чувства другим.
Астрид Линдгрен реализовала множество социальных проектов, помогала людям, оказывала благотворительную помощь больным детям. Ее собственные дети, Ларс и Карин, продолжают благотворительную работу, начатую их мамой, и сейчас.
Вместо послесловия
Вы садитесь в маленький неимоверно красивый поезд, и он мчит вас в какие-то сказочные дали. На пути вы встречаете маленькую Мадикен за несколько минут до полета, поднимаетесь на старый чердак, где обосновался мужчина в полном расцвете сил, Карлсон. Неожиданно ваш поезд превращается в миниатюрный паровозик, и вы уменьшаетесь вместе с ним – и вот уже рядом с вами малыш Нильсон, и вам вместе предстоит сразиться с огромной крысой…
Так работает музей Астрид Линдгрен, который открыт в Стокгольме. Ее не стало в 2002 году, но даже после смерти она умудряется дарить радость взрослым и детям.