Она была великой спортсменкой, фехтовальщицей, что называется, от Бога. Впоследствии на переломе веков, по версии издания Sport Illustrated, была названа лучшей среди фехтовальщиц ХХ века. Однако дочь еврея с приходом в Германию национал-социалистов во главе с Гитлером оказалась не нужна своей родине. Практически половину жизни ей пришлось провести в США. Она постоянно мечтала вернуться домой, но ее отечество, заболевшее нацизмом, отвергло даже столь знаменитую спортсменку. В Германию она смогла вернуться, только для того, чтобы окончить свой земной путь. Звали эту женщину Хелена Майер.
Родилась она в Оффенбахе 20 декабря 1910 года в смешанной семье. Отец ее, Людвиг Майер, врач по профессии, еврей. Мать Ида Бекер – немка-лютеранка. Хелена с детских лет была разносторонне развитым ребенком. Среди ее увлечений можно назвать верховую езду, плавание и лыжи. Однако наиболее привлекательным для нее стало фехтование, которому Хелена посвятила всю свою дальнейшую жизнь. С малолетства ее любимой игрушкой была маленькая шпага. Видя это, родители девочки отдали ее в кружок фехтования на рапирах.
Результаты не заставили себя ждать. Уже в 1924 году, будучи всего лишь 13-летним подростком, она завоевала первое место на чемпионате Германии по фехтованию среди женщин-рапиристок. Впоследствии спортсменка ежегодно занимала лидирующие места на подобных соревнованиях, и в 1928 году смогла отправиться в составе немецкой команды на Олимпийские игры в Амстердаме. Ее победа на этих престижных соревнованиях стала настоящим праздником в Германии, только начавшей оправляться после сильнейшей экономической депрессии, вызванной поражением в Первой мировой войне.
О девушке заговорили все СМИ, ее изображения в виде статуэток можно было увидеть в сувенирных лавках, а видные спортивные эксперты начали даже поговаривать о том, чтобы признать Майер величайшей фехтовальщицей в мировой истории. Словно подтверждая эти разговоры, молодая талантливая спортсменка раз за разом выигрывала различные международные и национальные турниры. Только однажды в 1931 она была сдвинута с верхней точки пьедестала. Однако на это была очень важная причина: умер ее отец, и молодая спортсменка пропустила международный европейский турнир, что повлияло на ее рейтинг. На первое место тогда смогла выйти бельгийка Дженни Адамс.
В 1932 году в Лос-Анжелесе были организованы очередные Олимпийские игры. Майер зачислили в официальную команду спортсменов от Германии. Однако поддержать свой имидж непобедимой рапиристки ей в этот раз не удалось. Буквально перед стартом фехтовального турнира ей пришло сообщение о смерти в ходе военных учений ее жениха. Девушка, пораженная этой трагической новостью, не смогла сосредоточиться, поэтому на соревнованиях заняла только 5 место.
Попутно с продолжением спортивной карьеры Хелена стала изучать международное право, поступив в университет Франкфурта-на-Майне, а несколько позже продолжив обучение в Парижской Сорбонне. Расстроенная своим поражением молодая девушка решила временно остаться в США, отойти от спорта и продолжить обучение, поступив на юридический факультет университета Южной Калифорнии. Этому способствовала программа по обмену студентами между Германией и США. Хелена надеялась, что, получив соответствующее образование, она сможет остаться работать в Северной Америке при одной из дипломатических миссий Германии.
Однако настал 1933 год. Ситуация на ее родине резко изменилась, что кардинальным образом повлияло на положение самой Майер. Власть в Германии оккупировали откровенные нацисты, которые одной из главных целей считали борьбу с евреями. В стране стали разрабатывать и применять на практике законы, ограничивающие в правах людей этой национальности. Им приходилось доказывать, что несколько поколений подряд в их роду не было ни одного еврея. Если же они не могли это сделать, то автоматически переводились в разряд «мишлинге», т. е. полукровок, что ставило их на одну линию с евреями, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Хелене пришлось просить убежище в Соединенных Штатах, которое ей было предоставлено. Обучение ей пришлось прекратить в связи с отсутствием финансирования из Германии, и Майер начала искать работу. Учитывая уровень ее подготовки, она смогла устроиться преподавателем немецкого языка в один из колледжей Окленда.
Тем не менее, мечта опять оказаться на родине не покидала ее. И помог ей в этом спорт. Майер вновь вернулась к фехтованию, правда, в этот раз она стала выступать как американская спортсменка. И вновь ее карьера стала удачной: за 12 лет, с 1934 по 1946 год, она 8 раз поднималась на высший пьедестал чемпионатов США. А в 1937 году завоевала сразу 2 медали (золотую и серебряную) на первом официальном фехтовальном чемпионате мира.
В этом спортивном календаре было только одно исключение. Оно произошло в 1936 году. Согласно разнарядке очередные Олимпийские игры должны были состояться в Берлине. Однако принятые в Германии антиеврейские законы повлекли массу протестов мировой демократической общественности и некоторых спортивных организаций. В частности, ряд спортсменов отказались ехать в Германию. Наряду с ними выступил с протестом и Любительский спортивный союз США, заявивший, что если на Играх в команде Германии не будут представлены еврейские спортсмены, то команда из США также не будет принимать участие в Олимпиаде.
Чтобы избежать роста напряжения, НОК Германии договорился с соответствующим комитетом США об участии Майер в соревнованиях от этой страны. Тоскующая по родной стране спортсменка согласилась на такой расклад, и была зачислена в германскую команду. Однако даже столь незначительное в историческом плане время кардинальным образом изменило отношение немцев к своей бывшей соотечественнице. Пресса прибытие в страну известной спортсменки попросту проигнорировала. Представители властей всеми своими действиями показывали, что зачисление Майер в команду Германии является для нее великим одолжением.
Однако спортсменка, долго мечтавшая вернуться на родину, старалась не замечать подобного отношения. Дело в том, что большую часть жизни до этого она жила в Германии, думала и говорила по-немецки, прославляла ее своими действиями, и даже еврейкой себя не считала, надеясь, что выйдя в лидеры Олимпиады, она сможет вернуть к себе расположение немцев. Ведь еще буквально 3 года назад ее превозносили в этой стране. Опытная спортсменка сражалась на подиуме, как львица. Она еще надеялась, что, победив, сможет вновь стать полноправной гражданкой Германии.
Выигрывая противоборства, спортсменка дошла до финала, где ее соперницей стала фехтовальщица из Венгрии Илона Элек, по иронии судьбы, тоже еврейка. Напряженнейший поединок между двумя еврейками по сей день входит в число величайших фехтовальных дуэлей, где верх взяла венгерская спортсменка. Майер пришлось довольствоваться только серебряной медалью. Все еще надеясь получить расположение немцев, Хелена, ходившая в спортивной форме со свастикой, стоя на пьедестале, подняла руку в фашистском приветствии. Причем, сделала она это, наверняка зная, как относятся ее бывшие соотечественники к этническим евреям.
Это действие вызвало резкую критику, как в мировой прессе, так и в спортивном сообществе. Однако оно никак не отразилось на возможности Хелены остаться в Германии. Сразу же после Игр ей пришлось уехать обратно в США, что дало возможность сохранить этой выдающейся спортсменке достаточно пристойную репутацию.
Майер возвратилась в Германию только после окончания мировой войны, однако это счастье для нее было недолгим. Она умерла в 1952 году.