Этот человек примером своей жизни показал, что смена веры позволяет оставаться евреем, почитая свои исторические корни. Будучи прямым противником антисемитизма, он имел смелость критиковать даже главу Национального Фронта Франции Жана-Мари Ле Пена, сравнивая его антииммигрантскую позицию с нацистскими взглядами. Он провозглашал христианский принцип равности всех людей, которые сотворены по образу Божию. Речь пойдет о французском кардинале, архиепископе Парижа, авторе теологических трудов Жан-Мари Люстиже.
Детские и юношеские годы
Арон Люстиже родился осенью 1926 в Париже в семействе евреев, приехавших во Францию из Польши перед Первой Мировой войной.
В 1940, когда на французскую землю пришли фашистские оккупанты, мальчик скрывался в семействе христиан-католиков в Орлеане. В августе того же года был крещен под именем Жан-Мари. Маму мальчика в 1943 отправили в концлагерь Дранси, после в Аушвиц, где женщина была сожжена. Отец чудом избежал этой же страшной участи.
Жан-Мари повезло. Он сумел получить высшее искусствоведческое образование в знаменитой Сорбонне, а затем духовное – в семинарии Католического института, находящегося во французской столице.
Деятельность
Рукоположение Люстиже в священнослужители состоялось в апреле 1954. Это действо свершилось в капелле семинарии, где учился падре. В продолжение пяти лет Люстиже занимал место капеллана Парижского университета. Затем целое десятилетие был главным руководителем Центра Ришелье, который готовил университетских священников. Следующие десять лет, вплоть до 1979 был священнослужителем парижской церкви Сен-Жан-де-Шанталь.
В декабре 1979 его возвели в сан епископа Орлеана. Таинство священства, хиротония, было совершено архиепископом Парижа Франсуа Марти. А в конце января 1981 уже сам Люстиже занял эту должность во французской столице, развернув на этом посту активную деятельность.
Он много общался с молодежью, представителями интеллигенции, работавших в сферах науки, культуры, журналистики. Со многими из них архиепископа связывали дружеские узы.
Занимая столь значимый религиозный пост, кардинал своей главной задачей считал «ре-евангелизацию», что предполагало продвижение моральных норм христианской жизни в отошедшее от них мирское европейское общество. Он приложил массу усилий, чтобы во французской столице появилось радио «Notre-Dame» и кабельный телевизионный канал «КТО». В эфире католического радио самим кардиналом велся лекционный курс. Эти послания слушателям через некоторое время вошли в книги «Первые шаги в молитве» и «Месса», переведенные на иностранные языки, включая русский, и разошедшиеся по всему миру.
В начале февраля 1983 Люстиже стал первым кардиналом-священником, получившим титул церкви Святых Марцеллина и Петра, а спустя 11 лет еще и титул церкви Святого Людовика Французского. В его послужном списке есть и членство во Французской Академии.
Поднявшись на столь высокие посты в католической церкви, Люстиже не только не утаивал своего еврейского происхождения, но испытывал гордость от этого, не стыдился говорить на идиш. Будучи христианским богословом, автором многочисленных религиозных трудов, он считал евреем богоизбранным народом, видя в христианстве высшую точку иудаизма. Рожденный евреем, Люстиже остался им до конца своей жизни. Он говорил, что для него призванием Израиля является несение света неевреям при помощи христианской религии.
Безусловно, человека, имеющего такое большое еврейское сердце, недолюбливали многие. Одни завидовали ему, другие считали, что он не вправе именоваться евреем, потому что отрекся от иудаизма. Следует учесть, что по традиционному еврейскому праву Галахе еврей не перестает быть таковым, даже перейдя в иное вероисповедание.
В феврале 2005 кардинал оставил пост архиепископа Парижа. Его прочили как кандидата на должность Папы, однако сам Люстиже даже не обсуждал эту возможность. А вот кардиналом-выборщиком, участвовавшим в папском Конклаве 2005, он был.
Конец земного пути
Весной 2007 Люстиже написал прощальное послание духовенству, в котором сообщал, что его существование на земле завершается. Он скончался от злокачественной опухоли в больнице Maison médicale Jeanne-Garnier Парижа в начале августа того же года.
Смерть кардинала примирила всех его недоброжелателей. Во время церемонии похорон о нем скорбели и христиане, и евреи. Бывший в то время французским Президентом Николя Саркози даже прервал отпуск в Соединенных Штатах, чтобы попрощаться с видным священнослужителем. Кроме первых лиц Франции на похоронах были узники Холокоста, лидеры еврейской общины.
Прощание с кардиналом проходило на площади перед собором Парижской богоматери. Из уст внучатого племянника Люстиже прозвучал 113-ый псалом, прочитанный на французском и иврите. Он же поставил на деревянный гроб сосуд с землей, которую привезли с Земли Обетованной. Двоюродным братом кардинала 83-летним Арно Люстиже, испытавшим ужасы фашистского концлагеря, был прочитан Кадиш, одна из наиболее известных молитв в иудаизме, прославляющая святость и могущество Всевышнего. Отпевали кардинала в соборе Парижской Богоматери, где его и погребли.