Эту удивительную женщину называли черной жемчужиной «ревущих 20-х» ХХ века – времени расцвета джазовой музыки, немого кинематографа и стиля ар-деко. Противоречивость натуры, яркость образа вызывали оскорбления, негодующие отзывы одних, для которых она была невоспитанной дикаркой, и обожание других людей, считающих ее Черной Венерой.
Ее портреты писали Матисс, Пикассо. Гертруда Стайн посвятила ей стихотворение в прозе, а Ле Корбюзье – виллу «Савой». Имя этой красавицы, жизнь которой пронеслась блистательно и быстро, словно чарльстон, – Жозефина Бейкер.
Легендарная танцовщица, певица, актриса, ставшая звездой варьете, свой горячий темперамент унаследовала от предков. В ее жилах текла еврейская, негритянская, испанская, индейская кровь.
Фрида Джозефин Макдональд увидела свет в июне 1906 в американском штате Миссури. Она была внебрачной дочерью музыканта Эдди Карсона, еврея по национальности, и чернокожей прачки Кэрри Макдональд.
Прежде чем стать прославленной артисткой и любимицей публики Жозефиной Бейкер ей пришлось пережить бедное детство, резню в Сент-Луисе, раннее замужество. Однако задорная девушка безмерно любила музыку, знала движения современных танцев, обладала феноменальной гибкостью, что и привело ее в филадельфийский «Стандарт-театр», а затем и в Нью-Йорк.
Там талантливая танцовщица привлекла внимание агента из парижского мюзик-холла, который искал чернокожих артистов для выступления в шоу «La Revue Negre». Так Жозефина оказалась в «Театре на Елисейских полях», где в начале октября 1925 состоялась премьера этой программы.
Танцы артистки покорили парижскую публику, произведя настоящий фурор во французских варьете. Впервые зрителям был представлен знаменитый чарльстон, который блистательно исполнила чернокожая Венера. Все ее хореографические композиции отличались смелостью и самобытностью. Танцовщица удивительным образом сочетала эротику и комизм, часто эпатируя публику. Так, танцуя в «Фоли Бержер» в тряпичной «банановой» повязке, она вызывала как негодование, так и восторг зрителей. Из-за чрезмерной экстравагантности ее выступления запрещали в Мюнхене, Будапеште, Праге, Вене, что, впрочем, только добавляло ей популярности. Примечательно, что уже тогда ее танцы имели элементы брейк-данса, хип-хопа, степа, хастла – стилей, появившейся гораздо позже.
Грациозное и прекрасное черное тело артистки вдохновляло французских художников-авангардистов, называвших ее символом времени. Под впечатлением необыкновенных танцев Бейкер Анри Матиссом была написана серия полотен «Джаз». Поль Колин запечатлел образ Жозефины на рекламных плакатах, в портретах, Александр Колдер – в проволочных скульптурах. Ле Корбюзье создавал строения в духе танцевальных композиций прославленной артистки, в частности, свою виллу «Савой».
В период Второй мировой войны Жозефина Бейкер принимала активное участие в движении французского Сопротивления.
Прикрываясь гастрольными поездками, во время которых она действительно выступала, порой и под обстрелами, перед солдатами, артистка вела разведывательную деятельность. Впоследствии она была произведена в лейтенанты, награждена медалями Сопротивления и Освобождения, была удостоена знака Военного Креста и ордена Почетного легиона.
Отчаянный характер Жозефины отразился и на ее социальной позиции. Столкнувшись еще в детские годы с расовой дискриминацией, она боролась с ней на протяжении всей жизни, активно выступая против расизма. Ее протест против этого пагубного явления был выражен весьма оригинально. Артистка стала приемной матерью 12 сирот различного цвета кожи и вероисповеданий. Жозефина считала, что таким образом она реализовала свою мечту о братстве народов мира.
«Черная жемчужина» всю свою жизнь удивляла публику. Ее зрелые годы не были исключением. В 1956 она объявила о том, что уходит со сцены. Однако спустя пятилетие вновь возобновила творческую карьеру. В 67 артистка с успехом выступала в Карнеги-холле. А через несколько лет легенда «Фоли Бержер» отпраздновала полувековой юбилей своей творческой деятельности. На шоу «Josеphine» в Париже билеты были раскуплены задолго до премьеры. Во время концертного выступления «чернокожая жемчужина» была в тюрбане из перьев страуса, а после него танцевала на столе и пела о том, что она по-прежнему молода и прекрасна.
Наутро с артисткой произошла трагедия – случилось кровоизлияние в мозг. Спустя несколько дней Жозефины не стало. Французы говорили, что артистка скончалась от радости, с которой она прожила всю жизнь. В последний путь легендарную танцовщицу и певицу провожали с воинскими почестями и залпами из 21 орудия, которых удостаиваются во Франции лишь политики и монархи.