Этот замечательный человек стал легендой советского кино, снявшись в более чем 150 кинолентах. На экранах его узнавали с первого кадра. Роли в «Человеке-амфибии», «Здравствуйте, я ваша тетя!», «Соломенной шляпке» стали знаковыми для актера, ставшего впоследствии народным артистом РСФСР. Портретное сходство с Ф.Э.Дзержинским сыграло судьбе артиста важную роль. Он несколько раз воплощал образ главного чекиста страны в различных фильмах. Речь пойдет о неповторимом и талантливом Михаиле Козакове.
Детство и юношество
В интеллигентной семье осенью 1934 появился мальчик, которого назвали Миша. Его родители, жившие на канале Грибоедова в Ленинграде, были тесно связаны с литературным творчеством. Отец, писатель Михаил Эммануилович Козаков, имел еврейские корни. Его предки, желая ассимилироваться в русское общество, изменили фамилию. Мама, Зоя Александровна Гацкевич, работала литературным редактором на телевидении, в литфонде Союза писателей.
Дом Козаковых часто посещали знаменитые личности: М. Зощенко, К. Чуковский, А. Ахматова. Позже актер признавался, что родители в детстве дали ему особый «волшебный отвар», которым он питался всю жизнь. В доме был культ книг, на которых воспитывался Михаил. В семье велись «взрослые» разговоры об искусстве, обсуждение театральных постановок литературных произведений, к которым подключали сына. А вот политических вопросов старались не касаться. Впрочем, сталинская эпоха оставила трагический отпечаток на семействе Козаковых.
В военные годы мальчик жил в деревне Черная Краснокамского района, куда был эвакуирован. После победы в 1945 возвратился в Ленинград, обучался в хореографическом училище.
В юношестве Михаил увлекался теннисом, баскетболом, легкой атлетикой, неплохо фехтовал. Однако, по его же признанию, для спорта у него недоставало азарта. В 1952 молодой человек принял решение отправиться в столицу, чтобы поступить в Школу-студию МХАТ. Сделать это было нелегко, но юноша выдержал конкурс в 75 человек на место и стал студентом легендарного заведения.
Творческая деятельность
Будучи студентом, был приглашен для съемок в киноленте М. Ромма «Убийство на улице Данте». Дебютная роль Шарля Тибо была весьма успешной. Начинающего актера пригласили участвовать в кинокартинах «Восемнадцатый год», «Трудное счастье», «Золотой эшелон». Однако поистине всенародная известность пришла к М. Козакову в 1961 после выхода на экраны страны фильма «Человек-амфибия», поставленного по одноименному научно-фантастическому произведению А. Беляева. В киноленте актер создал образ отрицательного персонажа Педро Зуриты. Даже злодеи у Козакова обладали особой притягательностью, поэтому его герой запомнился не меньше красавца Ихтиандра.
По окончании Школы-студии Михаила приняли в театр им. Маяковского, где его активно задействовали в различных постановках. Особенно впечатлила его роль принца Гамлета, оказавшая большое влияние на дальнейшее амплуа актера.
После трех лет работы в «Маяковке» артист перешел в «Современник», где служил в продолжение 15 лет. Он также играл на сценических площадках МХАТа, Театра на Малой Бронной, Ленкома.
Взлет кинематографической карьеры Михаила Михайловича пришелся на семидесятые годы минувшего века. В Золотой фонд советского кино вошли картины с его участием: «Соломенная шляпка», «Лев Гурыч Синичкин», «Здравствуйте, я ваша тетя!». К этому периоду относится и режиссерский дебют Козакова в телеспектакле «Ночь ошибок». Затем его талант проявился в прекрасной кинокартине «Безымянная звезда», имевшей большой успех.
Однако вершиной Козакова-режиссера считается двухсерийный фильм «Покровские ворота». Культовая кинолента по-настоящему прославила своего творца.
Впрочем, путь к ее показу был труден. Сценарий «Покровских ворот» руководство оценило как легкомысленный и идеологически опасный. Ведь в нем звучали ностальгические нотки по хрущевской оттепели. Для выхода на экраны страны «неблагонадежного» фильма Козаков согласился на роль главного чекиста страны Феликса Эдмундовича Дзержинского в киноленте «Государственная граница», от которой отказывался. Надо отметить, что председателя ВЧК он до этого играл дважды.
Созданный актером образ Дзержинского высоко оценили и кинокритики, и зрители. Отмечалось, что Козаков в чем-то новаторски сыграл данную роль, за которою актеру дали Государственную премию и две премии Комитета госбезопасности.
Невероятный интерес публики к «Покровским воротам» сопровождался гневом советских чиновников. Наибольшей одиозностью отличился глава Гостелерадио С. Лапин, назвавший замечательную кинокартину «пошлой и безобразной». Естественно, что режиссеру это было очень неприятно.
Режиссерский талант мастера ярко проявился в трагифарсе «Визит дамы», комедии ««Если верить Лопотухину», экранизации лермонтовского «Маскарада».
После развала СССР в 1991 отсутствие денег, безработная молодая жена с маленьким ребенком, личная невостребованность его как телережиссера привели Козакова к решению уехать на историческую родину.
Для Михаила Михайловича жизнь в Израиле стала новым опытом. Он говорил, что страна ему понравилась, а вот он сам в ней – нет. Именно на Земле Обетованной Козаков ощутил настоящее одиночество. Он трудно овладевал ивритом, на котором пришлось играть в камерном театре Тель-Авива.
Ощущение некомфортности не покидало режиссера. После четырех с половиной лет жизни на Святой земле он возвратился в Россию.
Нельзя сказать, что жизнь Козакова сразу наладилась. Но было главное – мастер снова стал заниматься творчеством. Правда, открытый в 1996 театр «Русская антреприза Михаила Козакова», имел финансовые трудности, однако работал. В 2000-х реализовались проекты мастера: монофильм «Играем Шекспира», фильм-спектакль «Медная бабушка» и небольшой сериал, отражающий жизнь русских эмигрантов, под названием «Очарование зла».
Желание творить не покидало Михаила Михайловича до конца жизни. До 2010 он демонстрировал свое искусство чтеца в моноспектаклях по произведениям А. Пушкина, И. Бабеля, М. Булгакова, прекрасно декламировал стихотворения И. Бродского, А. Ахматовой.
Личная жизнь
Козаков был женат несколько раз. С первой супругой эстонкой Гретой Таар, работавшей костюмером на киностудии «Мосфильм», актер был в браке десять лет. За это время он стал отцом двух детей: Кирилла, выбравшего впоследствии актерский путь, и Екатерины. Интересно, что актерскую династию продолжила Мария Козакова, внучка Михаила Михайловича.
Второй брак с Медеей Берелашвили, работавшей художником-реставратором, был недолгим. Спустя три года он распался, сопровождаясь взаимными обвинениями и ссорами. От этого брака у Козакова осталась дочь Манана, выбравшая также актерскую стезю. После болезненного разрыва отношений актер, страдая депрессией, пристрастился к спиртному.
Из этого тяжелого состояния его вывела переводчица Регина Быкова (Вольцингер), ставшая третьей женой Михаила Козакова. Она любила мужа и многое ему прощала. Мудрая женщина закрыла глаза даже на его любовную интрижку с красавицей Анастасией Вертинской. Пара прожила вместе 18 лет. Развелись они после того как Регина, устав от измен супруга, уехала в Нью-Йорк.
Когда в судьбе мастера появилась 30-летняя актриса Анна Ямпольская, жизнь уже именитого артиста и режиссера заиграла свежими красами. В 1988 в семье у пары появился сын Миша, а затем в 1995 дочка Зоя.
Последний брак с Надеждой Седовой, которой в пору их знакомства было 19 лет, сам Козаков своей самой большой ошибкой.
Уход
В 2010 у Михаила Михайловича обнаружили страшную болезнь – злокачественную опухоль в легких. Операция, произведенная в израильском медицинском центре им. Хаима Шибы, не помогла. В апреле 2011 в этой же больнице он умер. Похоронили легендарного актера и режиссера на Введенском кладбище, место на котором он сам приобрел, почувствовав близкую кончину.