Бродвей - еврейское наследие
Изображение:
pixabay
Первоначально Бродвей был тропой, извивавшейся среди болот и скал острова Манхэттен. По прибытии голландских поселенцев тропа вскоре превратилась в главную дорогу острова от Нового Амстердама до южного берега. Голландский исследователь и бизнесмен Дэвид де Вриз первым упомянул об этой дороге в своём судовом журнале в 1642 году.
Бродвейские театры оказались яркими примерами того, как место нахождения становится настоящим символом качества. И это несмотря на то, что ныне на собственно знаменитую улицу выходят лишь три из 39 существующих театральных заведения.
В бродвейских театрах, создаваемых на коммерческой основе, доход труппы находился в прямой зависимости от количества зрителей. Как правило, антрепренерами снимались большие помещения, где и ставились спектакли. В настоящее время лишь очень богатые люди, имеющие финансовые возможности выложить круглую сумму за аренду, декорации, работу актеров, режиссеров, вкладывают свои средства в бродвейские постановки. Таких людей часто именуют «ангелами Бродвея». У театров нет постоянных актерских коллективов. На каждый спектакль нанимают новых артистов. С этим связано то, что число театров на Бродвее непостоянно. К примеру, в 1983 на знаменитой улице разразился кризис и 15 театров просто закрылись. Правда, через некоторое время стали открываться новые заведения, и их число достигло 50. Постановки на Бродвее считаются рискованным делом. Они выгодны только при полных залах. Нередко спектакли идут всего лишь неделю, но есть и те, которые не сходят со сцены годами.
Искусствоведческие исследования, о чем свидетельствует фильм М. Кантора «Бродвейские мюзиклы: еврейское наследие», показали немалое влияние еврейской культуры на американскую. В частности, ту роль, которую сыграли композиторы и поэты еврейского происхождения в процессе создания «песенной культуры» Соединенных Штатов.
Масштаб еврейского воздействия на культуру США поистине огромен. Достаточно вспомнить легендарные мюзиклы, находящиеся на слуху у их многочисленных почитателей, такие как «Вестсайдская история», «Моя прекрасная леди», созданные евреями.
Что касается собственно мюзикла как жанра искусства, появившегося в 1920-е из оперетты и музкомедии, то право его рождения принадлежит Бродвею. Мюзиклы имеют преимущества перед обыкновенными спектаклями благодаря своей зрелищности и большей красочности. Актеры, принимающие в нем участие, должны уметь и петь, и танцевать.
Знаменитые евреи Бродвея
Среди композиторов, работавших в данном жанре, большое количество евреев.
Айра (Израэль) и Джорж (Джейкоб) Гершвины – родные братья, родившиеся в Нью-Йорке в семье Мойши и Розы Гершовиц. Первый стал поэтом-песенником, второй – композитором. Дебютом братьев стал бродвейский мюзикл «Lady, Be Good!», получивший большое признание. В соавторстве они написали тексты и музыку ко многим популярным постановкам, наиболее знаменитой из которых считается «Порги и Бесс».
Джером Давид Керн родился в 1885 в еврейской семье, которая эмигрировала в США из Германии. С детства проявлял способности к музыке. Под руководством матери, пианистки и учителя, выучился играть на фортепиано и органе. Обучался в музыкальном колледже Нью-Йорка, а затем в Европе. Создал популярные песни, музыку к десяткам мюзиклов, самым известным из которых стал «Плавучий театр», поставленный на Бродвее в 1927.
Курт Вайль, родившийся в 1900 в семье главного кантора синагоги немецкого города Дессау, стал впоследствии известным композитором. В американский период своей жизни он создал 10 мюзиклов, некоторые из которых («Уличная сцена», «Потерян в звёздах» и др.) стали популярными бродвейскими постановками.
Фредерик Лоу, урожденный Фриц Лёве, появился на свет в 1901 в Берлине в еврейской семье. Его отец был артистом оперетты, поэтому немудрено, что мальчик с детства приобщился к музыке. В пятилетнем возрасте он играл на пианино, в 7 сочинял музыку, в 13 солировал в оркестре Берлинской филармонии, а в 15 написал песню «Катрина», получившую огромную популярность. Американский период творчества славен, прежде всего, мюзиклом «Моя прекрасная леди», который в течение семи лет шел на сценах бродвейских театрах. Всемирную известность эта постановка получила благодаря ее экранизации, в которой главную роль исполняла Одри Хепберн.
Ричард Чарльз Роджерс родился в 1902 в состоятельной еврейской семье. С шестилетнего возраста играл на фортепиано, высшее образование получил в Колумбийском университете. В соавторстве с поэтом Лоренцом Хартом в 1920 – 1930-е годы создавал мюзиклы, которые ставились на Бродвее. В 1940 – 1950-е творческим партнером композитора стал поэт-песенник Оскар Хаммерстайн II. Авторский тандем Роджерс и Хаммерстайн специализировался в жанре мюзикла. «Оклахома!», «Карусель», «Звуки музыки» и другие постановки стали наиболее успешными в истории музыкальных театров Бродвея. Кстати, Оскар Хаммерстайн II по линии отца тоже имел еврейские корни.
Леонард Бернстайн – уроженец еврейской семьи Самуила Иосифа и Дженни Бернстайн, которые приехали в Америку из Ровно (нынешняя Украина). По настоянию бабушки мальчика назвали Луи, однако для родителей он всегда был Леонардом, а для друзей Ленни. Музыкой увлекался с детства. Получил приличное музыкальное образование. Известен как дирижер, пианист, композитор, прославившийся как автор опер, балетов, симфоний, мюзиклов. Самый знаменитый из последних – «Вестсайдская история», представляющая собой адаптацию шекспировской трагедии «Ромео и Джульетта».
Следует упомянуть также Коула Портера, автора мюзикла Paris, имевшего большой успех. Он не был евреем, однако признавался своим коллегам в том, что ему очень нравятся «еврейские мелодии», поэтому он будет их сочинять.
Так что можно смело утверждать, что история бродвейского музыкального искусства во многом связана с американцами еврейской национальности.
Приглашаем в наш телеграм: Мой Израиль.
Автор:
Марина Сливина, для IsraLove
|
|