Этот великий скрипач не любил компании. Праздники и общение с посторонними людьми его раздражали. Однако еще больше он не переносил собственное имя, с которым к нему обращались журналисты, устроители концертов, и под которым его знали тысячи и тысячи любителей музыки всего мира – Яша. Зная такую особенность характера музыканта, друзья именовали его не иначе как Мистер Эйч, а студенты еще более строго – Мистер Хейфец. Перед вами рассказ о великом исполнителе, гениальном скрипаче XX века Иосифе Хейфеце.
Становление музыканта
Полное имя гения – Иосиф Рувимович Хейфец. Яшей его называли родители: отец, преподаватель игры на скрипке Рувим Элиевич Хейфец, мать, хозяйка бакалейной лавки Хая Израилевна Шарфштейн, да сестры Полина и Эльза. Родился будущий музыкант в Российской империи 2 февраля 1901 года в городе Вильно, в те времена считавшимся частью Королевства Польского, а позже ставшего столицей независимой Литвы.
С раннего детства мальчика стали приучать к музыке. Уже в 3 года Яша взял в руки свою первую скрипку, а спустя еще 3 года впервые выступил перед публикой. Видя явные успехи сына в качестве исполнителя, Рувим Элиевич отправился с ним в Санкт-Петербург. Мальчику на тот момент было всего 9 лет. Существует легенда, гласящая, что столь юного ученика отказывались взять в столичную консерваторию. И чтобы вопрос решился положительно, но по документам учащимся заведения стал Рувим Хейфец, хотя на самом деле там обучался его сын.
Справедливости ради надо сказать, что уровень преподавания в Санкт-Петербургской консерватории был высочайший, и талантливый ученик уже в 1912 году стал участником первого собственного зарубежного турне. Хейфец поехал в Германию, где солировал с Берлинским и Гамбургским оркестрами. После исполнения им в Берлине концерта Чайковского зал филармонии буквально взорвался овациями. В следующем 1913 году Яша отправился в новый гастрольный тур. На этот раз помимо Германии он давал концерты в Швеции. Кстати, во время этих гастролей познакомился с одним из авторов исполняемых им произведений – австро-американским скрипачом и композитором Фрицем Крейслером.
Даже в годы Первой мировой войны юный музыкант выезжал с концертами за границу. В 1916 это были страны Скандинавии, а в 1917 он отправился в США. К сожалению, на родине была крайняя политическая нестабильность: катилась череда революций, и все шло к началу гражданской войны. Попав в спокойно развивающиеся Штаты, 16-летний музыкант предпочел остаться в этой стране, тем более что ему был немедленно предложен контракт, и он уже 7 ноября сделал первую запись своей игры в студии звукозаписи.
Правда, несмотря на то, что талантливый юноша считался в США «скрипачом номер один», гражданство он смог получить лишь в 1925 году. Однако за это время Иосиф Хейфец превратился из просто талантливого исполнителя в гениального музыканта.
Зрелые годы
Мастерство Хейфеца с годами только усиливалось. Его считали своим долгом пригласить в самые престижные концертные залы. Не осталась в стороне и его бывшая родина Россия, после 1917 ставшая Советским Союзом. В 1934 году Иосиф Рувимович совершил гастрольный тур по СССР, дав 6 концертов в крупнейших городах страны – Москве и Ленинграде. Параллельно с концертами он читал лекции студентам Московской и родной для себя Ленинградской консерваторий, давая им мастер-классы игры на скрипке и беседуя на темы исполнительства.
Когда США вступили во Вторую мировую войну, Хейфец начал выезжать с концертами на фронт, чтобы солдаты могли немного отдохнуть душой от опасности, грозившей им повседневно. Рассказывают, что в 1945 великого скрипача по приказу генерала Бредли срочно вызвали в Германию. Прославленный военачальник хотел произвести впечатление перед советским маршалом И. Коневым, приглашенным в американское расположение. Справедливости ради следует отметить, что затея генерала удалась, и Конев был в восторге от услышанной музыки.
После возрождения в 1948 году независимого еврейского государства Хейфец совершил сразу четыре гастрольных тура в Израиль. На Земле Обетованной маэстро принимали с восторгом. Однако во время четвертого тура, проходившего в 1953, с музыкантом произошел крайне неприятный случай, на долгие годы прервавший поездки маэстро на историческую родину.
Дело в том, что прославленный музыкант тогда включил в свой репертуар Скрипичную сонату Рихарда Штрауса. А этот композитор рассматривался значительной частью израильтян как нацистский, и его произведения, хотя и неофициально, были запрещены в Израиле к исполнению. В правительстве еврейского государства ознакомились с репертуаром скрипача и настоятельно рекомендовали ему подкорректировать программу выступлений, однако маэстро этим просьбам не внял, заявив, что музыка выше всяческих политических факторов и предубеждений.
Ответом публики после исполнения скрипачом сонаты Штрауса стало гробовое молчание. Но это было далеко не самым опасным для Хейфеца. Ему начали приходить письма с угрозами физической расправы, если он не откажется от исполнения произведений этого немецкого композитора. Однако музыкант продолжал играть. И тогда на Хейфеца было совершено нападение. После одного из концертов в Иерусалиме к музыканту подошел некий молодой человек и без лишних разговоров попытался ударить его железным прутом. Подставив под удар правую руку, маэстро спас и себя, и свою драгоценную скрипку.
Несмотря на предпринятые израильской полицией меры, найти преступника не удалось. Впоследствии нападение приписали некоему движению «Малхут Исраэль», исповедующему террористические принципы. Для музыканта нападение не прошло даром: его правая рука, которой он прикрывал себя и скрипку, получила серьезные повреждения, распухла и сильно болела. Тур был сорван, и один из концертов пришлось отменить. Оскорбленный маэстро уехал из Израиля и отказывался его посещать до 1970 года.
Однако и после отказа концертировать в Израиле, Хейфец имел огромное количество приглашений. В числе наиболее грандиозных из его выступлений входит исполнение концерта Бетховена на юбилее ООН 9 декабря 1959 года. Для участия в праздничном концерте эта международная организация пригласила большое число именитых исполнителей, среди звезд был и Иосиф Хейфец.
Последние годы
Великий музыкант, казалось, не знал усталости. Он постоянно концертировал, переезжая из города в город, из страны в страну. Однако время брало свое, и в 1972 году, дав в Лос-Анджелесе последний концерт, скрипач попрощался со сценой. Но из мира музыки он не ушел, а переключился на педагогическую работу. Сначала Хейфец преподавал в Калифорнийском университете, а потом перебрался в Университет Южной Калифорнии. Когда же ему перевалило за 80, и Иосиф Рувимович уже был не в состоянии ездить в университет, начал давать частные уроки музыки у себя дома. Следует отметить, что преподаватель из Хейфеца был ничуть не хуже, чем музыкант. Он дал путевку в жизнь большому количеству молодых исполнителей, вошедших впоследствии в золотой фонд мирового искусства.
Жизнь великого музыканта оборвалась 16 октября 1987 года. Он умер от инсульта, находясь в госпитале Седарс-Синай Лос-Анджелеса Перед смертью гениальный скрипач попросил не устраивать на похоронах никаких торжественных церемоний с хвалебными речами, затратив на них минимальное количество средств.
Сейчас в Вильнюсе в память о великом музыканте проводятся международные конкурсы скрипачей, а в студии Хейфеца в Колбернской школе – мастер-классы для музыкантов.