В свое время многие российские композиторы считали за честь написать романс на его стихи. И только за период до 1918 года на свет появилось свыше 150 музыкальных произведений. На некоторые из стихов этого автора романсы сочинялись по нескольку раз. К сожалению, после 1918 в обуреваемом гражданской войной государстве его творчество утратило актуальность. Потом обстоятельства сложились так, что ему пришлось покинуть пределы России, и со временем о нем практически полностью забыли. Назад он уже не вернулся, и только романсы на его стихи иногда звучали на Московском радио, причем, без упоминания авторства. Имя этого поэта – Даниил Максимович Ратгауз.
Дореволюционный период
Родился маленький Данилка в хорошо обеспеченной еврейской семье директора одного из харьковских банков. Семья была многодетной – в ней воспитывалось шестеро детей. Вскоре все семейство перебралось в Киев, и уже там подросший мальчик пошел в гимназию. Как он там учился, информации отсутствует, однако, судя по всему, хорошо. Свидетельством этого является то, после ее окончания гимназии молодой человек немедленно поступил на юрфак Киевского университета.
Окончив университет, Ратгауз некоторое время занимался юриспруденцией. Но спустя некоторое время Даниил Максимович открыл в себе новый талант – он начал писать стихи. Вскоре молодой человек забросил юриспруденцию и целиком отдался поэзии. Довольно быстро мир увидел первый сборник его стихов, посвященный родителям, которые, к сожалению, вскоре ушли из жизни. Впрочем, доставшейся молодому поэту части наследства вполне хватило для занятий творчеством и относительно безбедной жизни в дальнейшем.
Мария Мутлова клип “Снова, как прежде, один” П.Чайковский, Д.Ратгауз
Некоторое время Ратгауз печатался в киевских периодических изданиях, однако в 1892 году решил попытать счастья на новом поприще. Он написал два 2 письма, вложил в них некоторые из своих стихотворений, и отправил: одно поэту Я.П.Полонскому, а второе композитору П.И.Чайковскому. Вскоре в Киев пришли и ответы, в которых маститые авторы не скупились на похвалы молодому поэту. Мало того, Чайковский даже заявил, что одна из присланных работ сама напрашивается на музыку.
Так завязалась дружба между двумя талантливыми людьми – уже пожилым композитором и набиравшим творческую силу поэтом. Через несколько месяцев переписки Чайковский заявил, что на шесть стихотворений Ратгауза он написал музыку. Вскоре композитор пообещал лично приехать в Киев, чтобы пообщаться с молодым поэтом. Но этого не случилось. В ноябре 1893 Петра Ильича не стало. Однако начало было положено. О Ратгаузе заговорили в столице, а к его творчеству начали приглядываться другие композиторы.
Впрочем, имея несомненный успех, Даниил Максимович не слишком радовался этому. Он хандрил, предавался унынию и пессимизму. Это положение вещей проглядывалось даже в названиях его поэтических сборников: «Тоска бытия», «Песни любви и печали» и т. д. Свои душевные переживания поэт пытался лечить поездками за границу. Там он приобщился к изучению иностранных языков. В частности, хорошо овладев французским, Ратгауз начал переводить. Первой и последней попыткой такого творчества стал русский перевод Поля Верлена.
То же самое произошло и с написанием пьесы. Литератор создал «лирический этюд» «Мечтатель», однако это творение было воспринято холодно, и в постановку не пошло. Зато пессимизм его стихов на стыке веков воспринимался российской интеллигенцией очень хорошо. Уж такое было время – пора неудачных войн и революций, куда прекрасно вписывалась поэзия Ратгауза. Правда, далеко не вся интеллигенция восторженно воспринимала его произведения. Так ряд поэтов Серебряного века (Константин Романов, Валерий Брюсов, Николай Гумилев) резко отрицательно отзывались о творчестве Ратгауза.
Сам Ратгауз отрицательное отношение к своей поэзии объяснял банальной завистью. И до некоторой степени он был прав, ведь на его стихи сочиняли музыку 86 (!) композиторов, среди которых были такие величины мирового масштаба как Чайковский, Рахманинов, Кюн, Аренский. Причем, многие из них обращались к стихам Ратгауза неоднократно. Например, Блейхман и Глиэр вообще создали по 15 романсов каждый. Положительно о творчестве Даниила Максимовича на закате своих дней отзывался Л.Н. Толстой, а это мнение тоже немалого стоит.
Послереволюционный период
В 1910 Ратгауз с женой и дочкой перебрались из Киева в Москву и прожили в ней до самой революции. Отречение от власти царя Николая II поэт встретил восторженно, написав по этому поводу стихотворение. Композитор В. Березовский сопроводил его музыкой. Правда большой популярности данное творение не получило, а вскоре события начали развиваться совсем не так, как это представляла себе российская интеллигенция. В стране начался тяжелый период гражданской войны, голода и разрухи.
Из голодающей Москвы в 1918 семейство Ратгаузов выехало в Киев, но попало, что называется, из огня да в полымя. По городу, знакомому поэту с детских лет, прокатывались волны всевозможных самозваных правителей: петлюровцы, немецкие, австрийские, польские интервенты, деникинцы, большевики. Подобное не могло не отразиться в стихах поэта, которые стали еще более пессимистичными, чем прежде. Сказалась эта сложная ситуация и на здоровье его самого и членов семьи. И хотя после окончательного прихода в Киев большевиков и стабилизации обстановки Ратгауз получил довольно значительную должность заведующего сектором иностранной прессы в Российском Телеграфном Агентстве, в 1921 году семейство вынуждено было выехать в Германию.
С этого момента начались странствования Ратгауза по странам зарубежья: Германии, Чехословакии, Латвии. И хотя мастер все еще писал стихи и издавал свои сборники, им все сильнее овладевала тоска по родине, усугублявшаяся болезнями. Сильнейшим потрясением для поэта стала случайно услышанная по радио передача концерта из Москвы, на котором неизвестный для него исполнитель пел романсы на его стихи. После этого Ратгауз совсем сдал, и в 1937, находясь в Праге, скончался. К сожалению, в Советском Союзе его кончины не заметили, ведь для власть предержащих людей он считался изменником. Отношение к талантливому поэту изменилось лишь спустя полвека после его ухода из жизни.