Так иногда случается в жизни, что курьезная ситуация приводит к дружественным отношениям между людьми до этого совершенно незнакомыми. Случай с командующим Закавказским военным округом маршалом Федором Ивановичем Толбухиным и неподражаемой эксцентричной актрисой Фаиной Георгиевной Раневской относится именно к таким. Абсолютно случайная встреча стала прологом настоящей дружбы, дарившей обоим счастье общения и настоящего взаимопонимания.
Так получилось, что по делам своей артистической деятельности Фаине Георгиевне часто приходилось бывать в Тбилиси. Во время одной из таких командировок ей довелось встретить там свой день рождения. 27 августа 1947 года она вместе со своими друзьями из Московской и Тбилисской киностудий отправилась в ресторан на горе Мтацминда, чтобы отпраздновать наступление нового года своей жизни.
К сожалению, тбилисские рестораторы не оценили появление у себя столь известной особы, да еще и с друзьями, и выставили им на стол некондиционный продукт. Раневская, очень остро реагировавшая на всяческие недостатки, в знак протеста покинула зал негостеприимного заведения. Буквально в это же время ресторан на Мтацминда решил посетить известный военачальник, герой Великой Отечественной войны маршал Толбухин, командовавший тогда Закавказским военным округом. И надо же было такому случиться, что эти две известные личности столкнулись в дверях.
Как человек воспитанный да еще и находящийся в форме, Толбухин галантно придержал дверь перед выходящей из ресторана немного взволнованной женщиной. В свою очередь та, не разглядев в вечерних сумерках, кто перед ней стоит, приняла маршала за обслугу. Не поднимая глаз, она произнесла несколько слов благодарности, сказав тому, что без помощи швейцара она иногда даже побаивается проходить сквозь двери. Кто другой, может быть, и возмутился бы такому принижению статуса, но только не Толбухин. Мужчина просто слегка обиженным голосом ответил случайной женщине, что он не швейцар.
Только сейчас Раневская, подняв глаза, разглядела перед собой высокого военного в форме. Решив попросить прошения, актриса произнесла:
– Извините великодушно, товарищ генерал!
И вновь промахнулась. Человек, названный ею, сначала швейцаром, а потом генералом оказался целым маршалом. Лишь после этого случайно встретившиеся люди начали приглядываться один к другому. Причем каждый из них заметил в своем визави нечто особенное. Для Раневской это была возможность увидеть в высокопоставленном военном способность почти по-детски обижаться. Маршал же почувствовал в словах женщины удивительную искренность, которая настолько тронула его, что он моментально забыл о ресторане и предложил случайной незнакомке отвезти ее на своей машине домой. Та отказалась, сказав, что хочет просто пройтись по улицам вечернего Тбилиси, чтобы проветриться и забыть о запахе ресторанной недожаренной рыбы. Разговор шел в уже сгустившихся сумерках, пока мужчина и женщина не добрались до уличного фонаря. И вот здесь Толбухин заметил у своей спутницы какие-то знакомые черты и отметил, что она похожа на одну из актрис известного фильма. Раневская решила, скрывая разочарование, что мужчина назовет фильм «Подкидыш». Надо сказать, что Фаине Георгиевне уже порядком надоела преследовавшая ее повсюду фраза: «Муля, не нервируй меня». Порой приходилось грубо прерывать бегущих за ней детей и кричащих вслед это ставшее знаменитым выражение из фильма.
Раневская с огорчением думала, что идущий рядом с ней военный тоже озвучит эту фразу. Однако совершенно неожиданно солидный мужчина виновато улыбнулся, скрывая смущение, и начал рассказывать о том, что в одной из киносказок ему запомнилась Мачеха, которую ему было жалко. Фаина Георгиевна была сражена этими словами. Высокопоставленному военному мало того, что понравилась ее отрицательная героиня, так он еще и запомнил фамилию актрисы, сыгравшей роль. Этот короткий разговор оказался похожим на доверительное признание. Киносказка стала точкой притяжения двух незнакомых людей, невероятно обнажив их чувства.
Толбухин несмело попросил разрешения прогуляться в обществе Раневской, на что актриса с удовольствием согласилась, сказав, что с маршалом, любящим сказки, может находиться хоть всю ночь. Случился незабываемый вечер, буквально перевернувший мир Фаины Раневской. Она увидела, что грозный маршал, командовавший многочисленными войсками, посылавший их в бой, оказался в душе мягким романтичным ребенком. Позднее, рассказывая своей подруге самое сокровенное, Фаина Георгиевна называла Толбухина удивительным, чудным человеком.
Встречи маршала и актрисы не были страстным увлечением. Они походили на романтические свидания юноши и девушки, для которых главным было сохранение и защита внутреннего мира друг друга от суровой действительности. Раневская и Толбухин любили уединение не из-за страха пересудов, а просто потому, что вдвоем им было очень хорошо. Они долго бродили вечерами по городским улицам. В дневное время при возможности маршал увозил Фаину Георгиевну в горы на пикник, где они, выпив красного вина, вели разговоры на различные темы.
Ироничная Раневская никогда не говорила о Толбухине в присущем ей игриво-шутливом тоне. Актриса отзывалась о нем почтительно и нежно. Возможно, в отношении к маршалу объединились ее женские и материнские чувства.
Спустя почти 20 лет Раневская, вспоминая далекий 1947, говорила о своем невероятно счастливом дне рождения, запомнившийся ей буквально поминутно. Однако подробности никогда не рассказывала, признаваясь только, что ей было очень весело. А еще она вспоминала об удивительном подарке, сделанном Федором Ивановичем. Выдающийся военачальник, который прошел войну, освободив шесть стран, имел возможность подарить женщине дорогие меха, драгоценные ювелирные изделия, наконец, усыпать ее цветами. Однако его подарком стала заводная машинка, которой затем эти взрослые зрелые люди играли, сидя на полу. Для актрисы эта игрушка стала лучшим из презентов, которые она когда-либо получала.
Маршал и актриса в течение последующих двух лет виделись довольно часто. Толбухин, командовавший в то время Закавказским военным округом, частенько посещал столицу для решения дел. Проведенные вместе вечера были насыщены уважением и нежностью друг к другу. Фаина Георгиевна, скучая по любимому человеку, тоже наведывалась в Тбилиси.
17 октября 1949 года Федор Иванович Толбухин скончался. Несмотря на имеющуюся конспирологическую версию об отравлении маршала, скорее всего он умер от болезни. Этот факт не предавался широкой огласке, но Толбухина, который страдал от сахарного диабета, по приказу Сталина обеспечивали на фронте инсулином, привезенным из США. Будучи больным человеком, он прошел всю войну, совершив великий подвиг.
Смерть маршала оказалась для актрисы жесточайшим ударом судьбы. На похоронах, куда ей достали пропуск, практически никто не признал в скорбной фигуре женщины, лицо которой было скрыто под вуалью, легендарную Фаину Раневскую. В книге воспоминаний Алексея Щеглова, внука лучшей подруги актрисы Павлы Вульф, написанной спустя десятилетия, есть строчки о том, что какая-то померкшая Фаина Георгиевна отдала мальчику заводную машинку, подаренную ей в счастливые времена легендарным маршалом.
Великая актриса ушла из жизни 19 июля 1984 года. В последние годы ее старческое одиночество скрашивало единственное существо – уличная дворняжка по кличке Мальчик, подобранная на улице. Фаина Георгиевна любила сидеть у окна, глядя в небеса и мечтая, что встретит там своего любимого, который вновь назовет ее по имени.