В честь 60-летнего юбилея Квентина Тарантино журналист Антон Долин, подводя предварительные итоги его невероятной творческой карьеры, решил предоставить читателям список открытий знаменитого американского режиссера и продюсера в мировом кинематографе.
Путь к успеху через самообучение
Квентин Тарантино не получил специального кинематографического образования. Он с детских лет увлекся просмотром фильмов, причем, как шедевральных кинокартин «Нового Голливуда», так и низкопробных кинолент. Далее была работа в видеосалоне.
Первыми работами Тарантино стали «Бешеные псы» и «Криминальное чтиво», имевшие невероятный успех. Его карьерному росту во многом способствовал собственный опыт зрителя, переплавленный в самобытный стиль. Кульминацией данной манеры стал фильм «Убить Билла».
Успех Тарантино связан с декларативным кино «от имени зрителя», не считаясь с законами индустрии. Заслуга режиссера-самоучки в том, что он сделал постмодернизм поистине народным течением.
Жанровое смешение
Известно, что негласным уговором среди американских режиссеров был такой: четкое деление коммерческое жанровое кино и авторский кинематограф с полным пренебрежением жанровыми законами.
Квентин Тарантино отыскал свой путь. Неоспоримой приметой его авторского стиля стало использование канонических жанров. В каждом фильме активно употреблялись прямые цитаты, были конкретные отсылки к классическому коммерческому кино. Однако сама оригинальная и контрастно неожиданная компоновка элементов давала возможность для создания мгновенно опознаваемого киноязыка. Фильмы Тарантино как несравненного мастера коллажа оказались во многом схожи с уникальными портретами итальянского живописца Джузеппе Арчимбольдо.
К примеру, в культовом фильме «Криминальное чтиво» причудливо тасуются религиозная притча с нигилистической комедией, романтическое действо с боксерским фильмом, правда, без показа спортивного боя.
Тарантиновские разговоры
Прилагательное, образованное от фамилии легендарного режиссера, можно найти во многих словарях. Кстати, немногие из имен кинематографистов стали частью языка. Слово «тарантиновский» связано с индивидуальным стилем мастера, но чаще с его диалогами.
Еще в первом фильме молодого режиссера критики заметили его способность создать блистательный диалог на тему, которая не имеет непосредственного отношения к интриге и совершенно неожиданно меняет фокус внимания публики. К примеру, в «Криминальном чтиве» это культовый разговор двух наемных убийц о метрической системе и о том, как во французском языке звучит слово «бургер».
Эксперименты со временем
По мнению русского режиссера Андрея Тарковского, кинематограф – это «запечатленное время». У Тарантино существовала своя неожиданная трактовка этого определения. Его фильмы представляют собой детальные эксперименты с несколькими временными отрезками. На первом месте у режиссера время действия: мифологическое («Убить Билла») либо реальное («Бесславные ублюдки). Далее идет внутреннее время действия, растягиваемое либо сжимаемое. Наконец, порядок происходящих событий, который, как, например, в «Криминальном чтиве», может обладать нелинейной хронологией повествования. В этом случае режиссер вынуждает зрительскую аудиторию «собирать» кинокартину, словно занятную головоломку.
Экранное насилие
Действительно, драки, убийства в работах Тарантино поставлены так, что публике становится жутко. Впрочем, режиссер часто помещает сцены насилия в абсолютно любой контекст. Сюжет его дебютной киноленты «Бешеные псы», завязанный на неудавшемся ограблении, наполнен бесконечными разговорами, порой даже не о деле. На фоне таких диалогов происходит садистская сцена пытки связанного полицейского, шокирующая зрителей.
По мнению именитого режиссера, его кинематограф состоит из двух миров: реалистичного и воображаемого, где возможен среди прочего показ потрясающих кровавых преступлений. Правда, стиль и интонации его фильмов подчеркивают, что перед зрителями лишь спецэффекты.
Переписанная история
Новый этап в режиссерской карьере Тарантино, характеризующийся академичностью и зрелостью, начался с «Бесславных ублюдков». Тогда стало происходить не только переосмысление и копирование чужих приемов, но и личных наработок. Эволюция воображаемого мира мастера вполне логична: если в нем случается всякое, то исторические события и личности также не должны быть исключением. Любая авторская задумка в игровом кино оправдывает самую смелую фантазию. Тарантино считал, что любая фальсификация допустима, если она красива и метафорична.
Борьба за равноправие в кинематографе
Режиссер демонстративно не признает любого разделения на основное и второстепенное, низкое и высокое. Да и сама его биография демонстрирует, как любитель-самоучка стал уважаемым в киноиндустрии профессионалом.
В его «тарантиновской» вселенной уравниваются кино, представленное вестернами, боевиками, мелодраматическими и комедийными картинами с эталонными фильмами «премиального» кинематографа. Безусловно, это отражается на сюжетных линиях и киногероях мастера.
В его кинолентах женщины сражаются с мужчинами и побеждают их. Достаточно вспомнить реалистичное единоборство в «Джеки Брауне» или фантасмагоричную дуэль в «Убить Билла».
Именно Тарантино ретроспективно делает евреев не жертвами Холокоста, а бойцами и мстителями, которые сами способны разделаться с колоссальнейшим злом ХХ столетия. Так что не вызывает удивления, что Тарантино счастливо женился именно в Израиле, выбрав Землю Обетованную как вторую страну для проживания. Там он в последнее время живет по нескольку месяцев в году.
Музыкальное сопровождение
Саундтреки занимают особое место в творчестве Тарантино. Порой они становятся самостоятельным произведением искусства. Можно сказать, что Тарантино берет на себя функции ди-джея, неожиданно соединяющего классические творения с современной музыкой, старинные забытые мелодии – с хитами. А еще режиссера можно сравнить с барменом, делающим оригинальные коктейли. Кстати, эту роль как актер Тарантино исполнил в своей киноленте «Доказательство смерти».
Песенные композиции из «Криминального чтива», «Джеки Брауна», «Бесславных ублюдков» «Однажды в… Голливуде» и других стали участниками хит-парадов, вошли в плейлисты. Несколько лет назад сам режиссер составил 3-часовой плейлист, в который вошли лучшие треки его кинотворений.
Актерский и каскадерский состав
Удивительно, но Тарантино, который играл роли в своих фильмах, лишен самолюбования. Да и с актерами он умеет отлично работать. Режиссер перезапустил карьеру подзабытым, но талантливым артистам, пригласив их сниматься в своих фильмах. Его «крестный отец» Харви Кейтель, помогший найти средства на дебютную кинокартину, сыграл в «Бешеных псах», «Криминальном чтиве». Знаменитостей 70-80-ых минувшего века Роберта де Ниро и Пэма Гриера взял в «Джеки Брауна».
Другие актеры были выведены режиссером на передний план, став немеркнущими звездами. Среди них можно назвать Уму Турман, Тима Рота, Кристофа Вальца. Да и те, кто были уже признанными мастерами, обрели бессмертие благодаря Тарантино. В их числе Брюс Уиллис, Джейми Фокс, Брэд Питт.
Тарантино входит в число тех редкостных режиссеров, почитающих кроме актеров и каскадеров, делая их главными героями в своих кинолентах. А фильм «Однажды в… Голливуде» и вовсе демонстрирует реванш каскадера Клиффа Бута. Знаменитый эпизод его схватки с Брюсом Ли доказывает равенство с известным актером.
Кино как волшебный артефакт
Каскадер для прославленного режиссера является т супергероем, и магом, находящимся как в реальном, так и в иллюзорном мире. Именно он может победить абсолютное зло, что и происходит на примере маньяка-убийцы в «Доказательстве смерти».
«Тарантиновское» кино выступает своего рода магическим артефактом, способным и жизни спасать, и ход истории изменять. Источником неповторимого таланта легендарного режиссера является его искренняя вера в невообразимые возможности кинематографа как могущественного вида искусства, которое обладает огромным потенциалом.