В 1933 году к власти в Германии пришли нацисты. Первое, что они начали делать, так это лишать прав еврейскую часть населения страны. Для этого даже были приняты соответствующие законы, известные как Нюрнбергские. В соответствии с их положениями евреи превращались во второсортных людей.
В 1933 году к власти в Германии пришли нацисты. Первое, что они начали делать, так это лишать прав еврейскую часть населения страны. Для этого даже были приняты соответствующие законы, известные как Нюрнбергские. В соответствии с их положениями евреи превращались во второсортных людей, которым запрещалось занимать руководящие посты в организациях, служить в армии, заниматься банковской деятельностью и многое другое.
Следует отметить, что мир на вопиющие нарушения прав человека в Германии отреагировал довольно оперативно. Еще за два года до появления самих Нюрнбергских расовых законов при Лиге наций появилось специальное ведомство, задачей которого стал мониторинг ситуации с беженцами из Германии. В ближайшие три года спецведомство Верховного комиссара помогло эвакуироваться в Эрец-Исраэль порядка 50000 немецких евреев.
Правда, помощь ведомства в данном конкретном случае была довольно скромной. Гораздо больше поработало Еврейское агентство, заключившее с властями Германии соглашение «Хаавара», по которому евреям, выезжающим в Палестину, разрешалось брать с собой часть денег, полученных за проданное имущество. Понятно, что суммы эти было небольшими, но и они позволяли людям не с нуля начинать жизнь на новом месте.
Однако столь беззубая политика мирового сообщества по отношению к нацистам распаляла их аппетит. Ситуация с евреями в Германии все ухудшалась, и помощь требовалась уже не десяткам, а сотням тысяч людей. Кроме того, Германия к 1938 году настолько окрепла, что стала расширять свои границы. Произошел аншлюс Австрии, что добавило к преследуемым собственно германским евреям еще несколько сотен тысяч австрийских.
Политическая ситуация в Европе ухудшалась даже не ежемесячно, а ежедневно. А вместе с этим и судьба европейских евреев становилась все незавиднее. Однако никто из ведущих мировых держав не соглашался брать на себя ответственность за сохранение жизней сотен тысяч евреев, проживавших на угрожаемых территориях. Правда, лицо надо было как-то сохранять. Первым нашел выход президент США Франклин Рузвельт. Он предложил срочно созвать специальный международный форум, целиком посвященный решению проблемы с еврейскими беженцами.
Пятого июля во французском городе Эвиан-ле-Бен такая конференция началась. На нее прибыли представители 32 государств и 24 гуманитарных организаций. Казалось, при таком стечении особ, облеченных полномочиями, вопрос решится быстро, но не тут-то было. Да, участники Эвианской конференции первым делом выразили сочувствие терпящим преследования евреям Германии. Дальше же, как выяснилось, у каждой страны в приоритете были свои собственные проблемы, и брать на себя обузу содержать еще и сотни тысяч немецких евреев никто не желал. Исключением стали представители маленькой Доминиканской республики, выразивших готовность не только принять у себя несчастных евреев, но даже наделить их земельными участками для проживания.
Однако, в основном, каждый из докладчиков говорил членам форума о проблемах собственной страны, которые препятствуют принятию у себя беженцев из Германии. Австралийцы пообещали разместить на своей земле лишь 15 тысяч евреев, растянув этот процесс на 3 года. США, Канада и Франция заявили, что они и так принимают значительное количество еврейских переселенцев. Они, мол, сами находятся в состоянии довольно сильного экономического кризиса, в их странах высокий уровень безработицы, поэтому лишние люди им не нужны.
Оставалась надежда на Южную Америку и Британию, владевшую огромными заморскими территориями. Но первые согласились принимать у себя только трудоспособных беженцев с высшим образованием, обладателей дипломов по инженерным и сельскохозяйственным специальностям. Англичане вообще отказались допускать на свои земли дополнительных беженцев. Переправлять евреев в Палестину они тоже отказались, мотивируя это тем, что на подмандатной территории сложилась крайне сложная ситуация.
В данном случае британцы не кривили душой. В Палестине действительно было неспокойно. Там как раз в самом разгаре было Большое арабское восстание. Мусульманское население края яростно сопротивлялось прибытию в Палестину новых еврейских переселенцев. Против тех евреев, которые уже оказались там, выходили организованные отряды вооруженных погромщиков, убивавших и калечивших людей, грабивших и уничтожавших их имущество.
При этом стоит отметить, что ни рядовые арабы, ни их лидеры никакого сочувствия к преследуемым в Германии евреям не испытывали. Мало того, значительная часть арабских лидеров вполне разделяли линию поведения германских нацистов относительно представителей еврейской нации. У себя дома они желали видеть их исключительно подчиненными людьми, лишенными малейших признаков самостоятельности в вопросах военной службы, управления государством. Да и самой государственности для евреев, тем более на Ближнем Востоке, они не желали видеть в принципе.
Поэтому в Палестине и вспыхнули беспорядки, в которых арабы боролись против евреев, а евреи противостояли арабам. Именно на эти события и ссылались британские представители Эвианской конференции, отказываясь принимать в Палестине дополнительное количество еврейских переселенцев, пусть даже и терпящих бедствие в Германии. Они просто делали некие уступки палестинским арабам, показывая, что народ подмандатных территорий для них был и останется единым.
Но выставление напоказ собственных проблем, чтобы избавиться от нежелательной миграции, было только частью отговорок делегатов конференции. Второй по важности проблемой было финансирование процесса переселения евреев и их обустройства на новом месте. Делегатов не удовлетворил доклад представителя Сохнута Артура Рупина, в котором тот утверждал, что евреи Германии – народ зажиточный. Просто достаточно договориться с немецким правительством, чтобы евреям, выезжающим в Палестину, позволялось брать с собой больше денег, и тогда финансовый вопрос отпал бы сам собой.
Но как ни убеждал функционер от Сохнута международных представителей, его слова больше испугали делегатов. Ведь принять у себя в стране или в той же Палестине за очень короткое время сразу 200 тысяч беженцев из Германии и 100 тысяч человек из Австрии означало немедленный крах политической карьеры. А вот этого они уже допустить не могли. Также без положительного рассмотрения остался и вопрос о евреях Восточной Европы, поднятый Рупиным. Хотя они, особенно евреи Польши, также подвергались антисемитским нападкам, но на тот момент времени их существованию, по большому счету, ничего не угрожало.
В итоге, двухдневная представительная международная, конференция, посвященная крайне важному вопросу сохранения жизней сотен тысяч людей, оказалась совершенно бесполезным мероприятием. И сейчас об Эвианской конференции вспоминают лишь специалисты-политологи. Ее участники просто изобразили озабоченность сложившейся ситуацией, сделав для спасения людей самое минимальное. В итоге, к 1943 году Германию объявили государством, очищенным от евреев. Результатом такого «очищения» стала трагическая гибель 175 тысяч немецких евреев в концентрационных лагерях и тюрьмах Третьего рейха.