В 1942 году евреев Варшавского гетто, больных и голодных, стали собирать для отправки в концлагерь в Треблинке. Руководили операцией немецкие власти, но большую помощь им оказывала и еврейская полиция, или «Служба порядка». О ней и её ужасающей истории рассказала в своей книге «Полиция Варшавского гетто: Служба порядка во время нацистской оккупации» польский историк Катаржина Персон.
«Это очень важная, хотя и болезненная тема, имеющая огромное значение даже после окончания войны. Никто до этого не исследовал её так глубоко», – заявляет Персон, на настоящий момент работающая в Варшавском еврейском историческом институте. Книга, изначально опубликованная на польском языке, была переведена на английский Зигмунтом Новак-Солински и выпущена в печать издательством «Cornell University Press» в сотрудничестве с Мемориальным музеем Холокоста в США.
В основу книги легли дневниковые записи свидетелей тех событий. Некоторые из них были написаны членами еврейского подполья, которые видели, как их семьи были разорены и уничтожены действиями полицейских. Некоторые дневники принадлежали самим еврейским полицейским, например, Станиславу Адлеру. Адлер занимал руководящие позиции в послевоенной Польше, но в 1946 году после погрома в Кельце совершил самоубийство.
В Варшаве еврейская полиция подчинялась немецкому верховному командованию и так называемой «Синей полиции», коллаборационистскому подразделению польской полиции. Основным направлением её деятельности считалась работа с административным органом еврейского самоуправления Юденратом, который учреждался в принудительном порядке в каждом гетто номинально для осуществления надзора, но по факту – для выполнения нацистских приказов, касавшихся евреев.
«Обязанности еврейских полицейских в разных гетто могли отличаться, как и порядок взаимодействия с Синей полицией и немецкими властями», – говорит Персон.
Книга уже получила высокую оценку многих экспертов и историков, например, почётного профессора исследований Холокоста в Университете Брандейса в США Энтони Полонски.
«Эта книга – масштабное исследование непростой темы еврейского коллаборационизма, которое бесстрастно поднимает сложные вопросы морали, и все, кто интересуется Холокостом в Польше, просто обязаны прочесть её», – так отозвался Полонски.
Мифы, факты и антисемитские теории
Персон в полной мере понимает важность поднятой ею темы, так как сама родилась в Варшаве.
«О существовании Службы порядка всем известно, это символ коллаборационизма, часть антисемитской истории моей страны», – заявляет Катаржина Персон. «В своей книге я пытаюсь развеять окружающие её мифы».
В Варшавском еврейском историческом институте Персон работает над документами из так называемого «архива Рингельблюма» – сборника документов Варшавского гетто во время Второй мировой войны, тайно собранного подпольной группой под кодовым названием «Онег Шаббат» во главе с польским евреем Эммануэлем Рингельблюмом. Эти материалы и легли в основу книги «Полиция Варшавского гетто», второй книги авторства Персон. Первой её книгой стала «Ассимилированные евреи в Варшавском гетто, 1940-1943 гг».
Персон называет этот архив «самым важным из свидетельств о Варшавском гетто и о самом Холокосте, значимым собранием документов, которое раскрывает всю правду и даёт другое представление о жизни в гетто, в том числе о Службе порядка».
Когда в 1940 году впервые был объявлен набор в Службу порядка, желающих вступить в её ряды было гораздо больше, чем мест, ведь к тому времени постоянной работы почти ни у кого не было, люди помогали друг другу чем могли. Среди заявителей были даже выпускники духовных семинарий.
Никто не предполагал, чем может обернуться создание Службы порядка. Невозможно было себе представить, что может случиться через каких-то полтора года.
В Службу порядка входили даже те, кто принял христианство, как, например, будущий начальник еврейской полиции в Варшаве Юзеф Шерински. Как говорит Персон, ещё до войны Шерински построил выдающуюся карьеру, у него было много влиятельных друзей и знакомых, в том числе в Синей полиции.
У каждого еврейского полицейского был значок и нарукавная повязка с номером. Кроме этого, они носили при себе дубинки – носить огнестрельное оружие им было запрещено.
Рядовым полицейским часто задерживали выплаты, и их так же мучил голод, как и жителей гетто. В то же время им были доступны и некоторые привилегии – бесплатные столовые, врачебная помощь. Они могли использовать своё положение и добывать товары у лавочников.
С самого начала создания этой Службы её глава Юзеф Шерински боролся с распространившейся в ней коррупцией. Но бороться с ней было невозможно. Брали взятки все. Только благодаря этому и выжили.
Изначально еврейская полиция должна была только осуществлять контроль за дорожным движением в гетто и принимать необходимые меры по нераспространению инфекционных заболеваний, таких как тиф и туберкулёз. Но проблема приняла серьёзный оборот после того, как им приказали собрать своих же собратьев-евреев для отправки в трудовые лагеря (как называли концентрационные лагеря, «лагеря смерти»). По сути, это были места пыток, где люди просто не выдерживали и ломались. Оставшаяся в гетто семья отправленного в лагерь «работника» прокормить себя была не в состоянии.
Ситуация стала усугубляться, когда весной 1942 года создавались концлагеря в Треблинке – еврейская полиция должна была выполнять определённые ежедневные квоты по количеству отправленных в них людей. Перед полицейскими вставал выбор – выполнить квоту, отправив на смерть людей, и сохранить жизнь себе и своим близким, либо погибнуть самому.
Неизбежность массовой высылки и ответственность за её проведение
Некоторые люди утверждали, что массовой высылки в концлагеря не произошло бы, если бы Служба порядка отказалась подчиниться нацистским приказам. Однако Персон опровергает это предположение: «Её нельзя было предотвратить, просто потребовались бы другие меры и вообще всё было бы проведено иначе. Высылка, Холокост и ликвидация Варшавского гетто всё равно бы произошли, не зависимо от того, согласились бы еврейские полицейские подчиняться приказам нацистов или нет».
Ликвидация Варшавского гетто началась в 1943 году вскоре после разразившегося в нём вооружённого восстания. В январе того года отмечались лишь небольшие вспышки недовольств, а в апреле восстание разразилось в полной мере. К тому времени уже год на еврейских полицейских совершались нападения со стороны еврейского подполья по мере того, как оно набирало силу.
Некоторые полицейские выжили при ликвидации гетто, но в итоге их выслали в концлагеря, даже несмотря на занимаемое высокое положение. Некоторым удалось сбежать из гетто. Но после окончания войны им не удалось спастись от братьев по вере, которые свидетельствовали против них и устраивали «суды чести». Первые такие суды произошли в Польше, а затем это явление распространилось на Австрию, Германию и даже новообразованное независимое Государство Израиль в 1950-х. Такие суды проводились не только над бывшими еврейскими полицейскими, но и над членами Юденрата.
«Я рада, что книга разошлась большим тиражом. Надеюсь, она поможет дать полную картину всего происходившего в Варшавском гетто, в том числе показать еврейских полицейских с другого ракурса, помочь понять, почему они делали то, что делали», – делится своими ожиданиями историк и писательница Персон.